Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Именно таким способом малыши познают мир, укрепляют характер, наращивают различные навыки и умения, создают собственное мировоззрение и растят личность. И всему этому способствуют игровые механики.
В силу возраста малышам сложно концентрироваться на серьезном обучении. К тому же, прописи, тетради и прочие обучающие материалы не приносят такого удовольствия, как самая простая игра. Наверное, Вы не раз замечали, что игре малыш может уделять гораздо больше времени, нежели занятиям по тетрадке. Во втором случае концентрация и интерес пропадают минут через 20, в то время как за игрой ребенок может проводить по несколько часов.
Так, в 1979 году американский профессор Стенли Гринспен разработал необычную развивающую методику – игротерапию, которая работает по концепции DIR и называется Floortime. Несмотря на то, что в России этот метод только начинает набирать популярность, во всем мире он успешно используется уже несколько десятилетий, ежегодно доказывая свою эффективность.
Floortime или флортайм в дословном переводе на русский язык означает “время, проведённое на полу”. Флортайм – терапевтическая методика, направленная на всеобщее развитие ребенка посредством игры. Принято считать, что Floortime обучение создано для детей с особенностями развития и в первую очередь - для малышей с расстройством аутистического спектра. Однако это не совсем так. Флортайм терапия эффективна для всех детей, так как отвечает за качественное развитие когнитивных функций ребенка.
Floortime является практической частью концепции DIR:
D (Developmental) - развивающее
I - (Individual differences) – учитывающее индивидуальные особенности
R - (Relationship) - и базирующееся на доверительном общении
Таким образом, методика флортайм является непринужденным и при этом эффективным способом по преодолению нарушений в становлении личности и развитии ребенка. Для детей такие занятия выглядят как обычная игра, т.е. малыши не выходят из зоны своего комфорта. Для специалистов – это целая структурированная система; они подключаются к игре, но работают по определенным ступеням и точно знают, какой участок мозга развивают сейчас и на какой сделают упор дальше.
Используя DIR Floortime, у специалиста не стоит задача научить ребенка играть. Основная цель занятий - всестороннее развитие ребенка, которое достигается в строгом порядке.
Пока ребенок включен в игру, перед глазами нейропсихолога разворачивается целая картина - лестница развития. Цель – дойти до конца, детально изучив каждую ступень. Всего таких ступеней 9 (для дошкольников – 6), но досконально пройтись необходимо по каждой.
Над чем работает специалист, применяя методику Floortime?
1. Саморегуляция: повышение внимания, концентрации и интереса к миру, способность быть уравновешенным и активным.
2. Вовлеченность в общение: налаживание контакта, доверие к оппоненту и выражение эмоций.
3. Двусторонняя целевая коммуникация: способность инициировать общение и социализироваться в мини-среде.
4. Сложная коммуникация: совместное решение социальных задач, формирование самосознания, выражение собственного «Я».
5. Формирование и использование символов, слов, понятий и эмоций, способность создания эмоционально значимых идей.
6. Построение логистических мостов – связи между отдельными идеями: развитие эмоционального мышления, логики и чувства реальности.
7. Многопричинное, «треугольное» мышление (для школьников с 7 лет).
8. Нюансированное, трехстороннее мышление (для школьников с 7 лет).
9. Рефлексивное, спонтанное мышление (для школьников с 12 лет).
В начале занятий специалист подключается к игре – той, которую ребенок выбрал сам, основываясь на своих желаниях и интересах. Педагог устанавливает контакт, при этом ни в коем случае не навязывая свою точку зрения и не оценивая правильность выбора и/или действий малыша. Далее специалист определяет, на какой из вышеперечисленных ступенек развития находится подопечный, насколько развиты его навыки и способности. По результатам первой “игры” специалист флортайм разрабатывает индивидуальную программу, учитывая все особенности развития, медицинские данные, сенсорный профиль, привычки ребенка и пожелания родителей.
Основной принцип методики флортайм заключается непосредственно в доверии, а все занятия строятся на уважении к ребенку и его интересам. Специалист определяет сильные стороны малыша и работает с ними, попутно расширяя сферы интересов и возможностей ребенка в непринужденной обстановке. Таким образом малыш даже не осознает, что морально растет в результате этих занятий, так как не отрывается от привычной ему игры.
“Играя” со специалистом по методике Floortime, у ребенка развиваются коммуникативные навыки всех видов, эмоциональный интеллект, когнитивные способности и способность к умножению своих внутренних возможностей.
Основные преимущества методики DIR Floortime – это:
- Полноценный взгляд на развитие ребенка, работа со всеми функциями ЦНС
- Индивидуальный подход и уникальная программа под каждый конкретный случай
- В центре занятий – сильные стороны малыша, предпочтение отдается им, однако развитие происходит по всему спектру
- Уважение к личности ребенка – главный приоритет занятий флортайм
Игровая терапия – отличный инструмент по развитию детей с РАС. Она занимает особое место при коррекции аутизма, потому что именно в процессе игры ребенок учится взаимодействовать с миром, налаживать контакты, вести коммуникацию, адаптироваться к разной среде и т.д. Методика флортайм стоит на двух китах:
1. Ребенок делает то, что ему хочется, без навязывания и принуждения. Специалист не пытается заинтересовать ребенка занятиями, ему важно самому влиться в игру малыша, вызвать доверие и получить разрешение на коммуникацию. Таким образом ведущим является сам подопечный. И для детей с РАС это огромное преимущество.
2. Когда контакт полностью налажен, специалист непринужденно пытается вести малыша за собой, оставляя роль ведущего за ребенком. При этом форма взаимодействия может быть любой: например, игра, диалог, творчество, арт-терапия, двигательная активность и т.д. Все зависит от уровня развития ребенка, его интересов, предпочтений и возможностей. Опять же – для детей с РАС это выигрышный вариант, им не нужно перенапрягаться и нервничать, они просто ведут свою игру, визуально не замечая влияние педагога.
Программа DIR Floortime рекомендована для всех детей без исключения. Рассмотрите возможность обучения по методике флортайм, если Ваш ребенок:
• Имеет трудности в коммуникации и/или социализации.
• Отличается тревожным, стереотипным и/или агрессивным поведением.
• Имеет психологические травмы.
• Имеет низкую самооценку.
• Отличается эмоциональной неустойчивостью, пассивностью.
• Имеет задержки развития или диагнозы РАС (расстройство аутистического спектра), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации).
Важно отметить, что во флортайм терапии важную роль играют и родители малыша. Во-первых, специалист направляет их и подсказывает, что делать в домашних условиях, ибо в данном терапевтическом подходе важна коалиция «родитель – специалист – ребенок». Во-вторых, родитель может поставить цели и задачи, которые должны быть достигнуты в результате работы по методике флортайм. Курс может считаться пройденным, когда эти цели будут достигнуты в полной мере. В процессе прохождения курса задачи можно корректировать, исходя из результатов динамики и советов специалиста.
Помните, что методика DIR Floortime подходит детям любого возраста с особенностями развития и без них и является эффективнейшим способом нативного развития ребенка.
Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.