/Что такое нейропсихология и как она помогает детям
Что такое нейропсихология и как она помогает детям
Что изучает нейропсихология и зачем она нужна
Нейропсихология — это наука на стыке психологии и неврологии, нацеленная на выявление слабых отделов головного мозга и восстановление их нормальной работы. Нейропсихология изучает связь между мозгом и психическими процессами: мышлением, восприятием, памятью, эмоциями, поведением. Одним из очень востребованных в современном мире направлений является детская нейропсихология. Если у ребёнка есть сложности в любом аспекте развития ( речи, школьном обучении или поведении), нейропсихолог поможет найти причину и исправить её.
У детей мозг находится в постоянном развитии, и иногда могут возникать трудности с:
вниманием (ребёнок с трудом концентрируется и легко отвлекается),
памятью (плохо запоминает информацию, часто забывает вещи),
речью (говорит нечётко, с ошибками, медленно или слишком торопливо),
Цель нейропсихологии - найти, какие именно зоны мозга работают не так эффективно, как должны в этом возрасте, и подобрать специальные упражнения (как "зарядка для мозга"), чтобы улучшить:
концентрацию (ребёнок будет "слышать" с первого раза, сможет дольше сидеть на уроках),
память (легче учить стихи и правила, лучше запоминать любую информацию),
речь и чтение (развернутость, плавность чтения, меньше ошибок при письме),
координацию (ровный разборчивый почерк, меньше падений),
усидчивость и контроль эмоций (меньше капризов, истерик).
Методы нейропсихологии - это не медикаменты и не лечение, а развитие отделов мозга (когнитивных функций, сенсорной интеграции и др.) через специально подобранные игры и задания. В результате дети начинают лучше учиться и чувствовать себя увереннее!
Нейропсихология простыми словами
Нейропсихология изучает, как мозг управляет интеллектуальной деятельностью, движениями, эмоциями и поведением. Простыми словами, мозг можно представить, как большой компьютер. Если какая-то его часть работает неправильно, могут быть проблемы:
трудно запоминать (как будто "зависает оперативка"),
не получается сосредоточиться (внимание "прыгает"),
речь путается (слова "застревают"),
движения неуклюжие (тело "не слушается"),
эмоции бьют через край (как "глюки" в системе).
Детский нейропсихолог не назначает медикаменты, а проводит коррекционно-развивающие занятия. С помощью игр и упражнений он добивается нужного для каждого ребенка результата. Например:
массажи, пальчиковые лабиринты — улучшают почерк,
подвижные и настольные игры с правилами – формируют самоконтроль,
специальные гамаки, платформы, мячи – способствуют сенсорной интеграции,
мемо карточки, игры с визуализацией — тренируют память и мн.др.
Нейропсихолог не просто выявляет проблемы, а даёт инструменты, чтобы их решить!
Основные направления нейропсихологии детского возраста
Диагностика.
Выявление слабых сторон развития (почему ребёнок плохо читает/пишет, почему не может усидеть на месте и др.).
Определение первопричин имеющихся трудностей (в обучении, поведении, речевом развитии).
Определение сильных сторон развития, на которые можно опереться, и потенциала ребенка.
Консультация родителей с предложением вариантов путей решения имеющихся проблем.
Коррекция (развитие слабых сторон по индивидуальной программе).
Двигательные практики (МЗО, нейрогимнастика, упражнения на балансире, подвижные игры с мячами пр.).
Графические задания (обводки, лабиринты, штриховка и пр).
Игры и задания на развитие ВПФ (высших психических функций) - мышления, внимания, памяти, речи и пр.
Сенсорная интеграция (грамотная стимуляция сенсорных систем с помощью специальных упражнений и оборудования).
Профилактика.
Диагностика раннего возраста - если ребёнок ещё маленький, но есть риски (например, родился недоношенным, отстает в развитии от возрастных норм и др.), нейропсихолог подскажет, как избежать трудностей в дальнейшем развитии.
Подготовка ребенка к школе с нейропсихологом позволит избежать проблем с обучением и необходимости заниматься с репетиторами.
Комплексное нейропсихологическое обследование покажет потенциальные зоны ближайшего развития ребенка и возможные риски в будущем.
Помощь при серьёзных нарушениях (работа с их последствиями).
Родовые травмы.
Перенесенные операции под наркозом в раннем детстве.
ЧМТ (травмы головы).
Диагнозы (или подозрения на них) – ЗПР, ЗПРР, ЗРР, ОНР, аутизм, РАС, СДВГ, дислексия, дисграфия и др.
Семейное консультирование (помощь родителям).
Как организовать режим и быт ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями?
Как правильно помогать ребёнку дома?
Какие игры и привычки укрепят его мозг?
Когда родителям стоит обратиться к нейропсихологу
Проблемы с обучением - путает буквы/цифры; не может запомнить стихи, правила, даже после многократного повторения; плохо понимает текст (читает, но не может пересказать); ошибки "по невнимательности" - пропускает задания, делает глупые помарки и др.
Трудности с речью - в 3-4 года говорит очень мало или неразборчиво; в 5-6 лет не может правильно построить фразу ("Я пошёл в парке"); в школе – дисграфия (много ошибок в тетради, трудности освоения письма) или дислексия (чтение с грубыми ошибками, нежелание читать, непонимание прочитанного текста), дискалькулия (трудности в освоении математики).
Двигательные проблемы – неловкий (часто падает, задевает углы, плохо ловит мяч); почерк (как "курица лапой", давит на карандаш, быстро устаёт писать); не может освоить завязывание шнурков, застегивание пуговиц (в 6+ лет) и др.
Нарушения внимания – отвлекается каждые 2 минуты; не доводит дела до конца (начал рисовать – бросил); гиперактивность или, наоборот, медлительность, "витает в облаках".
Эмоциональные сложности – истерики на ровном месте (не по возрасту); быстро перегружается от шума, толпы, новых заданий; не понимает социальные правила (перебивает, не чувствует дистанцию).
Последствия болезней/травм – были сотрясение мозга, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит); родился раньше срока или с гипоксией, перенес ковид или другие серьезные болезни.
В каком возрасте лучше начинать занятия
Ранний старт (2-4 года) - при явных задержках развития, если малыш не говорит фразами к 3 годам, при аутичных чертах или гиперактивности, после тяжелых родов/травм.
Дошкольный (5-6 лет) - золотое время для развития когнитивных функций!
Подготовка к школе.
Если есть проблемы с графическими навыками, усидчивостью, пониманием инструкций.
При трудностях в общении со сверстниками.
Младшая школа (7-10 лет).
Когда явно видны учебные трудности.
При дислексии/дисграфии/дискалькулии.
Если ребенок не успевает на уроках, делает "глупые" ошибки, не может организовать себя.
Подростковый (11-14 лет) - для коррекции крайней неорганизованности и невнимательности, эмоциональных всплесков, проблем с логическим мышлением.
Очень важно не упустить время:
до 7 лет мозг максимально пластичен и эффект от занятий быстрый и устойчивый,
с 7 до 12 лет еще можно значительно улучшить ситуацию,
после 14 лет коррекция возможна, но требует больше времени и усилий.
Лучше всего начинать занятия в дошкольном возрасте, но обратиться никогда не поздно! Даже подросткам нейропсихологические занятия могут значительно улучшить качество жизни. Главное - не списывать проблемы на "возраст" или "характер".
Как проходит диагностика у нейропсихолога
Нейропсихологическая диагностика ребенка — это увлекательный "квест для мозга", который помогает понять, как работают разные зоны мозга и где именно возникают трудности. Длительность, как правило, составляет 1 час. Нейропсихолог знакомится с ребенком и дает ему выполнить определенные (согласно возрастным протоколам) тестовые задания. Все время диагностики специалист наблюдает и оценивает поведение, навыки, результаты выполнения проб на развитие ВПФ (высших психических функций – памяти, мышления, речи, внимания, пространственных представлений). Родители заполняют анкету о течении беременности, раннем развитии ребенка и важных моментах в его жизни.
Хотите помочь ребёнку раскрыть его способности? Получите бесплатное руководство от нейропсихолога!
Ключевые этапы развития по возрастам
Полезные советы нейропсихолога
Эффективные игры и упражнения
В конце нейродиагностики специалист дает развернутую обратную связь для родителей – карта мозга (какие зоны работают слабо/сильно, рекомендации по дальнейшему развитию, ответы на вопросы родителей). В нашем центре результаты обследования и полезные упражнения каждый родитель получает в виде памятки-брошюры, в которой отражены основные результаты диагностики и направления дальнейшей помощи ребенку. При необходимости можно заказать нейропсихологическое заключение.
Важно знать:
Ребенок не должен "готовиться" к диагностике - нужны его обычные реакции.
Можно взять любимую игрушку для комфорта.
Специалист строит обследование таким образом, чтобы ребенок не уставал – чередует виды деятельности, делает небольшие перерывы при необходимости.
Для получения достоверных результатов ребенок должен выполнять задания специалиста без помощи родителей.
Что вы получите в итоге?
Понимание реальных причин трудностей (не "лени", а особенностей мозга). Например, после диагностики может выясниться, что плохой почерк - это не небрежность, а слабая связь между зрительным и двигательным отделами мозга. И исправляется это не прописями, а специальными упражнениями.
Четкий план коррекционного маршрута (какие развивающие игры помогут именно вашему ребенку).
Рекомендации для школы/сада (как учитывать индивидуальные особенности ребенка для успешного обучения).
Какие методы и упражнения используют в нейропсихологической коррекции
Цель нейропсихологии – помочь ребенку преодолеть имеющиеся трудности развития, и арсенал заданий и упражнений у нейропсихолога огромен, ведь каждому ребенку необходимо составить свою индивидуальную программу, учитывая его особенности и поставленные родителями задачи. Ниже приведем примеры упражнений/заданий/игр по основным направлениям нейропсихологической коррекции.
Дыхательные упражнения:
диафрагмальное дыхание – надувание живота при вдохе через нос, втягивание живота при длинном выдохе через рот;
"дутибол" – задувание шарика в ворота за столом;
гимнастика Стрельниковой – комплекс тонизирующих дыхательных упражнений с подключением определенных движений рук и головы.
Сенсорная интеграция:
утяжеленные предметы (одеяло, специальные мячи, накидки и т.п.),
гамаки, качели, платформы;
яйцо Кислинг;
игры на развитие акустического и зрительного восприятия;
лото с ароматами;
фитболы;
различные массажеры, массажные коврики и кочки.
сенсорные контейнеры.
Мозжечковая стимуляция:
различные платформы и балансиры;
комплекс Баламетрикс.
Межполушарное взаимодействие:
"зеркальное рисование" – рисует одновременно обеими руки (например, левой и правой рисуют домик);
упражнения с разносторонними перекрестными движениями;
ползание по "ленивой восьмерке"(траектория ∞) – улучшает координацию глаз-рука.
упражнения с мячом – перекатывание между руками, жонглирование.
Развитие внимания (если ребенок отвлекается, не может сосредоточиться).
"Снежки" – комкает лист бумаги одной рукой, а другой ловит (тренирует концентрацию).
"Найди отличия за 30 секунд" – усложненный вариант с таймером.
"Слуховой диктант с помехами"– диктуют слова, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит, например, название животного.
Графомоторика (если давит на карандаш, быстро устает писать, плохой почерк).
Обводка лабиринтов – но не пальцем, а карандашом с утяжелителем (тренирует силу нажима).
Письмо на песке/манке – снижает страх ошибки.
Различные штриховки;
"Рисуем двумя руками" – синхронные круги, волны (улучшает плавность движений).
Память (если плохо запоминает стихи, не может пересказать текст).
"Море волнуется раз..." – классическая игра на самоконтроль.
Все упражнения подбираются индивидуально – то, что поможет одному, может не сработать у другого. Опытный нейропсихолог всегда сочетает методы и следит за реакцией ребенка, динамикой процессов. Главный секрет – никакой скуки! Даже сложные задания подаются как приключение (например, "Сегодня мы спасем принцессу, выполняя миссии!").
Как выбрать хорошего нейропсихолога
Выбор нейропсихолога для ребенка — ответственная задача, ведь от специалиста зависит эффективность коррекции. Вот ключевые критерии:
Профессиональная квалификация:
Образование: диплом по клинической психологии/нейропсихологии (не путать с коучами или "тренерами мозга").
Сертификаты: курсы по детской нейропсихологии (например, "Методы Лурии-Ахутиной").
Опыт: минимум 3 года работы именно с детьми вашего возраста.
Методики работы. Грамотный специалист использует:
Стандартизированные тесты (например, батарея Ж.М. Глозман или Т.В. Ахутиной).
Игровые форматы (не просто задания, а квесты и двигательные игры).
Индивидуальный подход (программа после диагностики, а не шаблон для всех).
Учитывает личностные особенности ребенка и пожелания родителей.
Опасные сигналы: предлагает "волшебное исцеление" за 5-10 занятий, работает только по одному методу (например, только мозжечковая стимуляция).
Первая консультация: на что обратить внимание:
Устанавливает контакт с ребенком (не игнорирует его страхи, тревожность).
Дает четкий план – обозначает этапы коррекции с конкретными задачами.
Объясняет термины простыми словами ("Это упражнение научит мозг быстрее переключаться").
НЕ пугает диагнозами без тестов ("У вас явная дислексия!").
НЕ рекомендует никакие медикаменты, а может только направить на консультацию к врачу.
НЕ рекомендует заниматься каждый день и повторять все упражнения дома самостоятельно (стандартная регулярность посещения - 2 раза в неделю, за исключением формата «интенсив»).
Отзывы и рекомендации. Реальные истории успеха – лучшее подтверждение профессиональной и качественной работы специалиста. Ищите не общие фразы ("всё хорошо, рекомендуем"), а конкретику: "После 3 месяцев занятий ребенок перестал зеркалить буквы, учитель отметил улучшение почерка" и т.п..
Заключение
Если вы замечаете у ребенка трудности с обучением, вниманием, речью или поведением — не ждите, что «перерастёт»! Мозг ребенка пластичен, своевременная помощь нейропсихолога может значительно улучшить его развитие. Большинство проблем можно успешно скорректировать при профессиональной работе специалиста и ответственном отношении родителей.
Почему стоит обратиться в наш Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита»?
Опытные специалисты (работают с детьми от 2 до 16 лет, используют научно обоснованные методики, составляют индивидуальную программу для каждого ребенка, много лет показывают высокие результаты коррекционной деятельности).
Эффективные методы коррекции (игровые занятия без стресса для ребенка, двигательные и когнитивные упражнения в одном курсе, подключение логопеда-дефектолога и детского психолога при необходимости, регулярные консилиумы с разбором коррекционного маршрута каждого ребенка).
Комфортный формат, занятия онлайн и оффлайн (3 филиала в Москве рядом с метро).
Подробная обратная связь для родителей после каждого занятия, помощь в адаптации к школе/саду.
Активная научная деятельность специалистов и руководства Центра, подтверждающая экспертность в этой сфере.
Необходимое погружение родителя в коррекционный процесс – присутствие на первом и последнем занятиях, поддержка и рекомендации на протяжении всего курса.
Современные и оборудованные залы для занятий, регулярное обновление и пополнение методических пособий.
Гибкое и лояльное отношение к каждой семье, душевная атмосфера в Центре.
Удобная зона ожидания в холле как для родителей, так и для ребенка.
Регулярные акции, несколько вариантов приобретения занятий и консультаций.
Пройдите диагностику, начните занятия, и уже через 2-3 недели вы заметите первые улучшения.
Не откладывайте помощь, дайте ребенку шанс учиться и развиваться без стресса!