Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Что такое нейропсихология и как она помогает детям
/ Что такое нейропсихология и как она помогает детям

Что такое нейропсихология и как она помогает детям

Что такое нейропсихология и как она помогает детям

Что изучает нейропсихология и зачем она нужна

Нейропсихология — это наука на стыке психологии и неврологии, нацеленная на выявление слабых отделов головного мозга и восстановление их нормальной работы. Нейропсихология изучает связь между мозгом и психическими процессами: мышлением, восприятием, памятью, эмоциями, поведением. Одним из очень востребованных в современном мире направлений является детская нейропсихология. Если у ребёнка есть сложности в любом аспекте развития ( речи, школьном обучении или поведении), нейропсихолог поможет найти причину и исправить её. 

У детей мозг находится в постоянном развитии, и иногда могут возникать трудности с:

  • вниманием (ребёнок с трудом концентрируется и легко отвлекается),
  • памятью (плохо запоминает информацию, часто забывает вещи),
  • речью (говорит нечётко, с ошибками, медленно или слишком торопливо),
  • движениями (неловкость, неуклюжесть, плохой почерк),
  • эмоциями (истерики, тревожность, несдержанность).

Цель нейропсихологии -  найти, какие именно зоны мозга работают не так эффективно, как должны в этом возрасте, и подобрать специальные упражнения (как "зарядка для мозга"), чтобы улучшить:

  • концентрацию (ребёнок будет "слышать" с первого раза, сможет дольше сидеть на уроках),
  • память (легче учить стихи и правила, лучше запоминать любую информацию),
  • речь и чтение (развернутость, плавность чтения, меньше ошибок при письме),
  • координацию (ровный разборчивый почерк, меньше падений),
  • усидчивость и контроль эмоций (меньше капризов, истерик).

Методы нейропсихологии - это не медикаменты и не лечение, а развитие отделов мозга (когнитивных функций, сенсорной интеграции и др.) через специально подобранные игры и задания. В результате дети начинают лучше учиться и чувствовать себя увереннее!

Нейропсихология простыми словами

Нейропсихология изучает, как мозг управляет интеллектуальной деятельностью, движениями, эмоциями и поведением. Простыми словами, мозг можно представить, как большой компьютер. Если какая-то его часть работает неправильно, могут быть проблемы:

  • трудно запоминать (как будто "зависает оперативка"),
  • не получается сосредоточиться (внимание "прыгает"),
  • речь путается (слова "застревают"),
  • движения неуклюжие (тело "не слушается"),
  • эмоции бьют через край (как "глюки" в системе).

Детский нейропсихолог не назначает медикаменты, а проводит коррекционно-развивающие занятия. С помощью игр и упражнений он добивается нужного для каждого ребенка результата. Например:

  • массажи, пальчиковые лабиринты — улучшают почерк,
  • подвижные и настольные игры с правилами – формируют самоконтроль,
  • «найди отличия», повтори ритм — помогают сосредоточиться,
  • специальные гамаки, платформы, мячи – способствуют сенсорной интеграции,
  • мемо карточки, игры с визуализацией — тренируют память и мн.др.

Нейропсихолог не просто выявляет проблемы, а даёт инструменты, чтобы их решить!

Основные направления нейропсихологии детского возраста

Диагностика.

  • Выявление слабых сторон развития (почему ребёнок плохо читает/пишет, почему не может усидеть на месте и др.).
  • Определение первопричин имеющихся трудностей (в обучении, поведении, речевом развитии).
  • Определение сильных сторон развития, на которые можно опереться, и потенциала ребенка.
  • Консультация родителей с предложением вариантов путей решения имеющихся проблем.

Коррекция (развитие слабых сторон по индивидуальной программе).

  • Двигательные практики (МЗО, нейрогимнастика, упражнения на балансире, подвижные игры с мячами пр.).
  • Графические задания (обводки, лабиринты, штриховка и пр).
  • Игры и задания на развитие ВПФ (высших психических функций) - мышления, внимания, памяти, речи и пр.
  • Сенсорная интеграция (грамотная стимуляция сенсорных систем с помощью специальных упражнений и оборудования).

Профилактика.

  • Диагностика раннего возраста - если ребёнок ещё маленький, но есть риски (например, родился недоношенным, отстает в развитии от возрастных норм и др.), нейропсихолог подскажет, как избежать трудностей в дальнейшем развитии.
  • Подготовка ребенка к школе с нейропсихологом позволит избежать проблем с обучением и необходимости заниматься с репетиторами. 
  • Комплексное нейропсихологическое обследование покажет потенциальные зоны ближайшего развития ребенка и возможные риски в будущем. 

Помощь при серьёзных нарушениях (работа с их последствиями).

  • Родовые травмы.
  • Перенесенные операции под наркозом в раннем детстве.
  • ЧМТ (травмы головы).
  • Диагнозы (или подозрения на них) – ЗПР, ЗПРР, ЗРР, ОНР, аутизм, РАС, СДВГ, дислексия, дисграфия и др.

Семейное консультирование (помощь родителям).

  • Как организовать режим и быт ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями?
  • Как правильно помогать ребёнку дома?
  • Какие игры и привычки укрепят его мозг?

Когда родителям стоит обратиться к нейропсихологу

Проблемы с обучением - путает буквы/цифры; не может запомнить стихи, правила, даже после многократного повторения; плохо понимает текст (читает, но не может пересказать); ошибки "по невнимательности" - пропускает задания, делает глупые помарки и др.

Трудности с речью - в 3-4 года говорит очень мало или неразборчиво; в 5-6 лет не может правильно построить фразу ("Я пошёл в парке"); в школе – дисграфия (много ошибок в тетради, трудности освоения письма) или дислексия (чтение с грубыми ошибками, нежелание читать, непонимание прочитанного текста), дискалькулия (трудности в освоении математики).

2.jpg

Двигательные проблемы – неловкий (часто падает, задевает углы, плохо ловит мяч); почерк (как "курица лапой", давит на карандаш, быстро устаёт писать); не может освоить завязывание шнурков, застегивание пуговиц (в 6+ лет) и др.

Нарушения внимания – отвлекается каждые 2 минуты; не доводит дела до конца (начал рисовать – бросил); гиперактивность или, наоборот, медлительность, "витает в облаках".

Эмоциональные сложности – истерики на ровном месте (не по возрасту); быстро перегружается от шума, толпы, новых заданий; не понимает социальные правила (перебивает, не чувствует дистанцию).

Последствия болезней/травм – были сотрясение мозга, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит); родился раньше срока или с гипоксией, перенес ковид или другие серьезные болезни.

В каком возрасте лучше начинать занятия

Ранний старт (2-4 года) - при явных задержках развития, если малыш не говорит фразами к 3 годам, при аутичных чертах или гиперактивности, после тяжелых родов/травм.

Дошкольный (5-6 лет) - золотое время для развития когнитивных функций!

  • Подготовка к школе.
  • Если есть проблемы с графическими навыками, усидчивостью, пониманием инструкций.
  • При трудностях в общении со сверстниками.

Младшая школа (7-10 лет).

  • Когда явно видны учебные трудности.
  • При дислексии/дисграфии/дискалькулии.
  • Если ребенок не успевает на уроках, делает "глупые" ошибки, не может организовать себя.

Подростковый (11-14 лет) - для коррекции крайней неорганизованности и невнимательности, эмоциональных всплесков, проблем с логическим мышлением.

Очень важно не упустить время:

  • до 7 лет мозг максимально пластичен и эффект от занятий быстрый и устойчивый,
  • с 7 до 12 лет еще можно значительно улучшить ситуацию,
  • после 14 лет коррекция возможна, но требует больше времени и усилий.

Лучше всего начинать занятия в дошкольном возрасте, но обратиться никогда не поздно! Даже подросткам нейропсихологические занятия могут значительно улучшить качество жизни. Главное - не списывать проблемы на "возраст" или "характер".

Как проходит диагностика у нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика ребенка — это увлекательный "квест для мозга", который помогает понять, как работают разные зоны мозга и где именно возникают трудности. Длительность, как правило, составляет 1 час.  Нейропсихолог знакомится с ребенком и дает ему выполнить определенные (согласно возрастным протоколам) тестовые задания. Все время диагностики специалист наблюдает и оценивает поведение, навыки, результаты выполнения проб на развитие ВПФ (высших психических функций – памяти, мышления, речи, внимания, пространственных представлений). Родители заполняют анкету о течении беременности, раннем развитии ребенка и важных моментах в его жизни.

3.jpg

Хотите помочь ребёнку раскрыть его способности? Получите бесплатное руководство от нейропсихолога!

  • Ключевые этапы развития по возрастам
  • Полезные советы нейропсихолога
  • Эффективные игры и упражнения

В конце нейродиагностики специалист дает развернутую обратную связь для родителей – карта мозга (какие зоны работают слабо/сильно, рекомендации по дальнейшему развитию, ответы на вопросы родителей). В нашем центре результаты обследования и полезные упражнения каждый родитель получает в виде памятки-брошюры, в которой отражены основные результаты диагностики и направления дальнейшей помощи ребенку. При необходимости можно заказать нейропсихологическое заключение. 

Важно знать:

  • Ребенок не должен "готовиться" к диагностике -  нужны его обычные реакции.
  • Можно взять любимую игрушку для комфорта.
  • Специалист строит обследование таким образом, чтобы ребенок не уставал – чередует виды деятельности, делает небольшие перерывы при необходимости. 
  • Для получения достоверных результатов ребенок должен выполнять задания специалиста без помощи родителей. 

Что вы получите в итоге?

  • Понимание реальных причин трудностей (не "лени", а особенностей мозга). Например, после диагностики может выясниться, что плохой почерк - это не небрежность, а слабая связь между зрительным и двигательным отделами мозга. И исправляется это не прописями, а специальными упражнениями.
  • Четкий план коррекционного маршрута (какие развивающие игры помогут именно вашему ребенку).
  • Рекомендации для школы/сада (как учитывать индивидуальные особенности ребенка для успешного обучения).

Какие методы и упражнения используют в нейропсихологической коррекции 

Цель нейропсихологии – помочь ребенку преодолеть имеющиеся трудности развития, и арсенал заданий и упражнений у нейропсихолога огромен, ведь каждому ребенку необходимо составить свою индивидуальную программу, учитывая его особенности и поставленные родителями задачи. Ниже приведем примеры упражнений/заданий/игр по основным направлениям нейропсихологической коррекции.

Дыхательные упражнения:

  • диафрагмальное дыхание – надувание живота при вдохе через нос, втягивание живота при длинном выдохе через рот;
  • "дутибол" – задувание шарика в ворота за столом;
  • гимнастика Стрельниковой – комплекс тонизирующих дыхательных упражнений с подключением определенных движений рук и головы.

Сенсорная интеграция:

  • утяжеленные предметы (одеяло, специальные мячи, накидки и т.п.), 
  • гамаки, качели, платформы;
  • яйцо Кислинг;
  • игры на развитие акустического и зрительного восприятия;
  • лото с ароматами;
  • фитболы;
  • различные массажеры, массажные коврики и кочки.
  • сенсорные контейнеры.

Мозжечковая стимуляция:

  • различные платформы и балансиры;
  • комплекс Баламетрикс.

Межполушарное взаимодействие:

  • "зеркальное рисование" – рисует одновременно обеими руки (например, левой и правой рисуют домик);
  • упражнения с разносторонними перекрестными движениями;
  • ползание по "ленивой восьмерке"(траектория ∞) – улучшает координацию глаз-рука.
  • упражнения с мячом – перекатывание между руками, жонглирование.

4.png

Развитие внимания (если ребенок отвлекается, не может сосредоточиться).

  • "Снежки" – комкает лист бумаги одной рукой, а другой ловит (тренирует концентрацию).
  • "Найди отличия за 30 секунд" – усложненный вариант с таймером.
  • "Слуховой диктант с помехами"– диктуют слова, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит, например, название животного.

Графомоторика (если давит на карандаш, быстро устает писать, плохой почерк).

  • Обводка лабиринтов – но не пальцем, а карандашом с утяжелителем (тренирует силу нажима).
  • Письмо на песке/манке – снижает страх ошибки.
  • Различные штриховки;
  • "Рисуем двумя руками" – синхронные круги, волны (улучшает плавность движений).

Память (если плохо запоминает стихи, не может пересказать текст).

  • "Цепочка слов" – ребенок повторяет нарастающий список (яблоко → яблоко+стол → яблоко+стол+кошка...).
  • "Что исчезло?" – на столе 5 предметов, один убирают – нужно угадать какой.
  • Сказки с пропусками – взрослый рассказывает историю, ребенок вставляет забытые слова.

Мышление (если у ребенка есть трудности с оперированием разных понятий, выделением смысла и морали в литературе, картинках, фильмах).

  • Игры на аналогии;
  • Игры и задания на формирование основных мыслительных операций;
  • Разбор и обсуждение картинок и текстов с проблемным сюжетом.

Эмоциональная регуляция (если истерики, тревожность, агрессия).

  • "Дыхание дракона" – глубокий вдох через нос, выдох со звуком "ш-ш-ш" (снижает напряжение).
  • "Замри-отомри" – игра на контроль импульсов (когда говорят "замри", ребенок должен замереть).
  • "Коврик эмоций" – ребенок прыгает на изображениях (грусть/радость/злость) и называет, когда это чувствовал.

Телесные практики (при гиперактивности или, наоборот, заторможенности).

  • Прыжки на батуте с устным счетом – синхронизируют мозг и тело.
  • Полоса препятствий (подушки, тоннели) – улучшает планирование движений.
  • "Море волнуется раз..." – классическая игра на самоконтроль.

Все упражнения подбираются индивидуально – то, что поможет одному, может не сработать у другого. Опытный нейропсихолог всегда сочетает методы и следит за реакцией ребенка, динамикой процессов. Главный секрет – никакой скуки! Даже сложные задания подаются как приключение (например, "Сегодня мы спасем принцессу, выполняя миссии!").

Как выбрать хорошего нейропсихолога

Выбор нейропсихолога для ребенка — ответственная задача, ведь от специалиста зависит эффективность коррекции. Вот ключевые критерии:

Профессиональная квалификация:

  • Образование: диплом по клинической психологии/нейропсихологии (не путать с коучами или "тренерами мозга").
  • Сертификаты: курсы по детской нейропсихологии (например, "Методы Лурии-Ахутиной").
  • Опыт: минимум 3 года работы именно с детьми вашего возраста.

Методики работы. Грамотный специалист использует:

  • Стандартизированные тесты (например, батарея Ж.М. Глозман или Т.В. Ахутиной).
  • Игровые форматы (не просто задания, а квесты и двигательные игры).
  • Индивидуальный подход (программа после диагностики, а не шаблон для всех).
  • Учитывает личностные особенности ребенка и пожелания родителей.
  • Опасные сигналы: предлагает "волшебное исцеление" за 5-10 занятий, работает только по одному методу (например, только мозжечковая стимуляция).

Первая консультация: на что обратить внимание:

  • Устанавливает контакт с ребенком (не игнорирует его страхи, тревожность).
  • Дает четкий план – обозначает этапы коррекции с конкретными задачами. 
  • Объясняет термины простыми словами ("Это упражнение научит мозг быстрее переключаться").
  • НЕ пугает диагнозами без тестов ("У вас явная дислексия!").
  • НЕ рекомендует никакие медикаменты, а может только направить на консультацию к врачу.
  • НЕ рекомендует заниматься каждый день и повторять все упражнения дома самостоятельно (стандартная регулярность посещения - 2 раза в неделю, за исключением формата «интенсив»).

Отзывы и рекомендации. Реальные истории успеха – лучшее подтверждение профессиональной и качественной работы специалиста. Ищите не общие фразы ("всё хорошо, рекомендуем"), а конкретику: "После 3 месяцев занятий ребенок перестал зеркалить буквы, учитель отметил улучшение почерка" и т.п..

Заключение

Если вы замечаете у ребенка трудности с обучением, вниманием, речью или поведением — не ждите, что «перерастёт»! Мозг ребенка пластичен, своевременная помощь нейропсихолога может значительно улучшить его развитие. Большинство проблем можно успешно скорректировать при профессиональной работе специалиста и ответственном отношении родителей.

5.png

Почему стоит обратиться в наш Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита»?

  • Опытные специалисты (работают с детьми от 2 до 16 лет, используют научно обоснованные методики, составляют индивидуальную программу для каждого ребенка, много лет показывают высокие результаты коррекционной деятельности).
  • Эффективные методы коррекции (игровые занятия без стресса для ребенка, двигательные и когнитивные упражнения в одном курсе, подключение логопеда-дефектолога и детского психолога при необходимости, регулярные консилиумы с разбором коррекционного маршрута каждого ребенка).
  • Комфортный формат, занятия онлайн и оффлайн (3 филиала в Москве рядом с метро). 
  • Подробная обратная связь для родителей после каждого занятия, помощь в адаптации к школе/саду.
  • Активная научная деятельность специалистов и руководства Центра, подтверждающая экспертность в этой сфере.
  • Необходимое погружение родителя в коррекционный процесс – присутствие на первом и последнем занятиях, поддержка и рекомендации на протяжении всего курса.
  • Современные и оборудованные залы для занятий, регулярное обновление и пополнение методических пособий. 
  • Гибкое и лояльное отношение к каждой семье, душевная атмосфера в Центре. 
  • Удобная зона ожидания в холле как для родителей, так и для ребенка. 
  • Регулярные акции, несколько вариантов приобретения занятий и консультаций. 

Пройдите диагностику, начните занятия, и уже через 2-3 недели вы заметите первые улучшения.

Не откладывайте помощь, дайте ребенку шанс учиться и развиваться без стресса!


назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Нужен ли вашему
ребенку нейропсихолог?
Пройдите тест за 2 минуты!

Беспокоит поведение
или развитие ребенка?
Оставьте заявку - наш специалист
свяжется с Вами в ближайшее время
и поможет разобраться, с чего начать.
оставить заявку
Зюльганова Татьяна Геннадьевна
Нейропсихолог
Логопед-дефектолог
Детский психолог
Нейропсихолог

Почему выбирают нас?

Сильные специалисты
Сильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфера
Комфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистом
Сопровождение методистом
Высокая результативность
Высокая результативность
Авторские разработки (пособия, игры)
Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качества
Система контроля качества
Позвонить WhatsApp Telegram
Записаться
на первую встречу
Подобрать
специалиста

НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ
РЕБЕНКУ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ ЗА 2 МИНУТЫ!