Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Дислалия: виды, причины, симптомы и профилактика
/ Дислалия: виды, причины, симптомы и профилактика

Дислалия: виды, причины, симптомы и профилактика

Дислалия: виды, причины, симптомы и профилактика

В последние годы родители все чаще сталкиваются с проблемами в речевом развитии своих малышей. Современные дети не только начинают говорить позже общепринятых норм, но и зачастую делают это с определенными дефектами, в числе которых неправильное звукопроизношение, проявляющееся искажением, заменой, смешением или отсутствием некоторых звуков.
Называется данное проявление дислалией, однако важно понимать, что такое нарушение, как дислалия, - это только вершина айсберга. Без должной коррекции за ней, как правило, развиваются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письменной речи). Как вовремя выявить трудности и не запустить дислалию у ребенка, подробно разбираем в этой статье.

 

Дислалия: что это?

Дислалия – состояние, характеризующееся нарушениями в устной речи, в частности, в звукопроизношении. При этом у ребенка, как правило, нет никаких других отклонений со стороны ЦНС и психического развития: не меняется словарный запас, происходит адекватное развитие артикуляционного аппарата, нет проблем со слухом, присутствует понимание грамматического строя, не изменяются поведенческие факторы. То есть дислалия у ребенка проявляется лишь в неправильном/дефектном произношении звуков. Стоит обратить внимание и обратиться за диагностикой к логопеду, если:
- ребенок не выговаривает звуки;
- ребенок не произносит звуки (некоторые);
- ребенок нечетко произносит звуки;
- ребенок меняет фонемы местами, искажает, заменяет или пропускает звуки при воспроизведении речи.

Многие родители, определив развивающееся нарушение у своего ребенка, с ужасом бегут к специалистам: «Дислалия, что делать, и как быть?».

Не переживайте. Дислалия - наиболее распространенная в логопедии речевая патология, которая диагностируется у 52% дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет, у 20% школьников младших классов (7-9 лет) и у только у 1% детей в подростковом возрасте.

При своевременном обнаружении дислалии у дошкольников, уже к школе 80% детей, прошедших коррекционную работу с логопедом, избавляются от данной проблемы.

 

Причины возникновения дислалии

Прежде чем перейти к причинам развития дислалии, отметим, что нарушение делится на 2 вида: механический (органический) вид и функциональный.

Под механической формой дислалии подразумеваются дефекты в области строения речевого аппарата органического происхождения. Например, укороченная уздечка языка, неправильный прикус или формирование челюсти, потеря молочных зубов или аномалии зубного ряда, возрастные изменения организма, макро- и микроглоссия и т.д.

При механической форме дислалии у ребенка, в первую очередь, требуется непосредственное устранение органических дефектов и только затем – коррекционная работа с логопедом.

Причины развития функциональной дислалии вызваны нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга, а также биологическими и социальными факторами. Например, подражание ребенка неправильной речи взрослых, подражание родителей детскому лепету, семьи-билингвы (двуязычие), педагогическая запущенность.

К биологическим факторам дислалии у ребенка относятся: общая физическая слабость у часто болеющих детей на фоне ослабленного иммунитета, минимальная мозговая дисфункция (ММД), задержка развития речи (ЗРР), недоразвитость фонематического слуха, нейродинамические сдвиги в центральных отделах речедвигательного (моторная дислалия) или речеслухового (сенсорная дислалия) анализаторов. При сочетании нейродинамических сдвигов возможен сенсомоторный вид.

Функциональную дислалию у ребенка также делят на следующие группы: артикуляторно-фонетическую (неправильное взаимодействие речевых структур), артикуляторно-фонематическую (нарушение элементов речевого аппарата), акустико-фонематическую (дисфункция речевого слуха).

Формы дислалии по конкретным проблемам в звукопроизношении (ставится после проведения диагностики):

Звук «р» - ротацизм

Звук «г» - гаммацизм

Звуки «з», «с», «ч», «ш», «щ», «ж» - сигматизм

Звук «х» - хитизм

Звук «л» - ламбдацизм

Звук «к» - каппацизм

Звук «й» - йотацизм

При выявлении биологических и социальных причин дислалии необходимо пройти диагностику для определения первопричин и постановки конкретной формы нарушения, затем – начать коррекционную работу с логопедом, логопедом-дефектологом и/или нейропсихологом (в зависимости от конкретного случая). Возможно подключение к коррекции и детского психолога (в случае с социальной формой патологии).

Важно! Помните, что запущенность дислалии любой формы и вида в большинстве случаев приводит к развитию дислексии и дисграфии, что вызывает большие трудности в школьном обучении, а также сложнее и дольше поддается коррекции в дальнейшем.

 

Методы коррекции дислалии

Коррекция данного нарушения всегда начинается с диагностики. Проводится она в непринужденной обстановке с использованием специальных методик. Как правило, по итогам встречи квалифицированный логопед определяет конкретные трудности в звукопроизношении, с точностью выявляет форму патологии и причины ее появления. Далее начинается коррекционная работа, которая всегда подбирается индивидуально в зависимости от конкретного случая.

Коррекция дислалии происходит в 3 этапа:

1.    Подготовительный.

При механической форме дислалии необходимо устранить анатомические дефекты артикуляционного аппарата: возможно ортодонтическое лечение, пластика верхней губы или языка.

При функциональной дислалии назначается логопедический массаж (расслабляющий, активизирующий или дифференцированный), артикуляционная гимнастика.

2.    Формирование звукопроизношения.

На данном этапе начинается непосредственная работа с речевыми особенностями. Как правило, используется игровая форма коррекции. Для каждого конкретного случая – она своя.

3.    Заключительный.

Закрепление результатов, автоматизация звуков, посредством коммуникаций в различных ситуациях (имитация повседневного общения).

 

Занятия по коррекции дислалии должны быть регулярными – не менее 2-х раз в неделю (лучше 3р/нед). Также при любой форме нарушения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику и ежедневно выделять некоторое время на занятия дома.

 

Как помочь? Советы логопеда

При подозрении на дислалию и даже при выявлении нарушения – не расстраивайтесь! Помните, что дислалия – самая часто встречающаяся патология у детей дошкольного возраста. Да, она требует работы с логопедом, но, как правило, итог всегда положительный.

При должной и своевременной коррекции дислалия проходит достаточно быстро и не оставляет последствий. Важно – вовремя заметить проблемы в звукопроизношении у своего ребенка и начать действовать, не пренебрегая посещением специалистов и качественной диагностикой. Промедление будет стоить развитием смежных или вторичных нарушений, которые в дальнейшем чаще всего влияют на успешность обучения ребенка в школе, а также на его эмоциональное благополучие.

Если ребенок нечетко произносит звуки, - это первый симптом, на который родителям стоит обратить внимание. В остальном вам обязательно помогут квалифицированные логопеды и логопеды-дефектологи!

назад к списку

О центре

Специалисты Центра «Альтера Вита» предоставляют высококачественную нейропсихологическую и психологическую помощь, обеспечивая в каждом случае индивидуальный подход. Для нас ваши дети всегда стоят на первом месте.

Каждый день мы помогаем семьям, и для нас это не просто работа, а призвание!

Подробнее

Записаться на первую встречу

Филиал
Отправить