Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Дислексия у детей: причины, признаки и эффективные методы коррекции
/ Дислексия у детей: причины, признаки и эффективные методы коррекции

Дислексия. Как нейропсихология помогает детям с дислексией

Дислексия. Как нейропсихология помогает детям с дислексией

Введение

Дислексия — это не просто трудности с чтением. Это сложное неврологическое состояние, которое может существенно повлиять на жизнь ребенка: затруднить обучение, снизить уверенность в себе,  помешать полноценной интеграции в образовательный процесс. Родители и педагоги нередко сталкиваются с непониманием сути проблемы, списывая все на лень или недостаточное старание. Однако для ребенка с дислексией привычные учебные методы могут оказаться неэффективными, что усугубляет ситуацию.

Нейропсихология предлагает уникальный подход к решению этой задачи. Она позволяет увидеть дислексию как следствие особенностей работы мозга и предоставляет инструменты для ее коррекции. Индивидуальные программы, разработанные нейропсихологами, направлены на развитие когнитивных функций, таких как память, внимание, моторика, а также навыков, необходимых для успешного чтения и письма.

Эта статья предназначена для родителей, педагогов и специалистов, которые хотят глубже понять, что такое дислексия, как она проявляется, и какие нейропсихологические методы помогают ее преодолеть. Мы детально разберем признаки, причины, эффективные упражнения и рекомендации, чтобы вы могли начать путь к успеху.

Что такое дислексия?

Дислексия — это специфическое нарушение навыков чтения, обусловленное особенностями работы мозга, при сохранном интеллекте и слухе. Ребенку сложно распознавать буквы, связывать их со звуками, понимать текст, что делает процесс чтения и, как правило, впоследствии письма непривычно сложным.

Основные характеристики дислексии

  • Затруднения в сопоставлении звука с буквой (графическим образом)

  • Нарушена слоговая структура слова, замены звуков

  • Медленное побуквенное чтение

  • Трудности с запоминанием визуального образа слова.

  • Аграмматизмы (неправильные падежные окончания слов, ошибки в согласовании частей речи)

Виды дислексии

  1. Фонематическая дислексия
    Обусловлена Нарушением способности делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, идут замены или смешения звуков, перестановка слогов, либо пропуски некоторых согласных. Например, ребенок может путать глухие и звонкие звуки, шипящие и свистящие. Читать вместо “собака” - “сокаба”, вместо “такси” - “таси”, вместо “бочка” - “почка” и т.д.

  2. Оптическая дислексия
    Обусловлена тем, что ребенок путает оптически похожие буквы (б-д, п-т, э-з, з-д, у-д, а-о, и-у, в - д и т.п.), либо зеркалит (читает буквы справа налево)

  3. Аграмматическая дислексия
    Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Ошибки в согласовании частей речи и падежных окончаний (пять вишня, красивый поле, деревянный ложка, в столу)

  4. Семантическая дислексия

Обусловлена в несформированности слогового синтеза. У ребенка маленький словарный запас, не устанавливается связь между словами в предложениях. Ребенок воспринимает предложение, как набор слов, не связанных между собой, также, как и слова воспринимаются набором слогов и звуков.

5.  Мнестическая дислексия

Обусловлена нарушением слухоречевой памяти. Ребенок не запоминает звуки и слова, с трудом соотносит букву со звуком из-за этого. При чтении, он может заменять буквы, смещать их или сокращать их количество.

Речевые нарушения и трудности, которые могут привести к дислексии

Часто родители замечают, что ребенок испытывает трудности с чтением, но не понимают, в чем их причина. Раннее выявление дислексии и понимание того, что к ней приводит помогает избежать множества проблем в школе и дома. Данные речевые нарушения проявляются в дошкольном возрасте и, как следствие, приводят к дислексии.

  • Позднее начало речи (позже 2х лет)

  • Трудности с запоминанием рифм, стихов.

  • Множественные нарушения звуков в устной речи

  • Нарушение слоговой структуры слова в устной речи

  • Нарушение или недоразвитие фонематического слуха

  • Нарушение или недоразвитие грамматического строя речи

  • Проблемы с алфавитом и произношением новых слов.

  • Трудности с пониманием последовательностей (например, дней недели).

  • Замедленное чтение (школьный возраст)

  • Ошибки в письме: зеркальное написание букв («б» вместо «д», «3» вместо «Э») (школьный возраст)

  • Трудности с запоминанием новых слов (дошкольный и школьный возраст)

  • Плохое понимание прочитанного текста (школьный возраст)

  • Негативное отношение к чтению и письму (школьный возраст)

Пример из практики:

Девочка 9 лет, которой было сложно прочитать даже короткие слова, испытывала сильный стресс на уроках чтения. Учитель считал ее ленивой, но диагностика выявила оптическую дислексию. После занятий с нейропсихологом, ее скорость чтения заметно увеличилась, а ошибки в письме сократились.

Причины дислексии

Дислексия возникает из-за сочетания нескольких факторов: биологических, генетических и социальных.

Нейробиологические факторы

  • Недостаточная связь между участками мозга, ответственными за чтение и обработку текстовой информации.

  • Замедленное развитие лобных долей мозга, участвующих в планировании и контроле действий.

Генетическая предрасположенность

Исследования показывают, что дислексия передается по наследству. Если родители испытывали трудности с чтением, вероятность того, что ребенок столкнется с этой проблемой, значительно выше.

Социальные и эмоциональные факторы

  • Недостаточное внимание к развитию речи в раннем возрасте.

  • Стрессы в семье или школе.

  • Неправильный подход к обучению.

Пример из практики:

Игорь, 7 лет, воспитывался в двуязычной семье. Это замедлило формирование навыков чтения на основном языке. После занятий с логопедом, направленных на развитие слогового синтеза, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, его чтение значительно улучшилось.

Роль нейропсихологии в коррекции дислексии

Нейропсихология рассматривает дислексию как следствие особенностей работы мозга. С помощью специально разработанных упражнений можно активировать нейронные связи, ответственные за чтение, письмо и восприятие текста.

Основные задачи нейропсихолога

  1. Выявление причин дислексии через диагностику.

  2. Разработка индивидуальной программы коррекции.

  3. Поддержка родителей в процессе работы с ребенком.

Пример из практики:

Мальчик 8 лет с трудностями в чтении начал посещать занятия у нейропсихолога. Он прошел комплекс упражнений, направленный на на развитие моторики, плавности переключения, внимания и памяти. Через 4 месяца ребенок смог читать простые тексты без посторонней помощи.

Методы диагностики дислексии

Диагностика дислексии включает несколько этапов:

  1. Нейропсихологическое тестирование
    Анализируются память, внимание, способность к звукобуквенному анализу и синтезу  слова.

  2. Логопедическая диагностика

Оценивается речевое развитие ребенка

  1. Психолого-педагогическая оценка
    Оцениваются навыки чтения, письма и речи.

  2. Инструментальные методы
    Функциональная МРТ используется для анализа активности мозговых зон.


Нейропсихологические упражнения для коррекции дислексии

1. Упражнение "Составь слово"

Цель: развитие связи между звуком и буквой.
Как выполнять: ребенок выкладывает буквы в правильной последовательности и произносит их вслух.

2. Упражнение "Разделение на слоги"

Цель: улучшение фонологической осведомленности.
Как выполнять: ребенок делит слово на слоги, хлопая в ладоши.

3. Упражнение "Найди ошибку"

Цель: тренировка зрительного восприятия.
Как выполнять: ребенок ищет ошибки в предложенных словах или предложениях.

4. Упражнение "Моторный лабиринт"

Цель: развитие моторики и концентрации.
Как выполнять: ребенок проводит пальцем по лабиринту, стараясь не выходить за границы.

Пример из практики:

После регулярных занятий с моторным лабиринтом у мальчика с дислексией улучшилась координация, а почерк стал более разборчивым.

Роль родителей в коррекции дислексии

Родители играют ключевую роль в успехе коррекции дислексии.

Советы для родителей

  1. Ежедневно читайте с ребенком хотя бы 10 минут.

  2. Хвалите ребенка за успехи, даже маленькие.

  3. Используйте игры и приложения для тренировки навыков чтения.

  4. На начальном этапе учите читать букву, как звук (Не “ВЭ”, а “В”) для того, чтобы впоследствии избежать неправильного чтения (вместо “МА-МА”, “ЭМА-ЭМА” или “МЭА-МЭА”)

Пример:

Мама 7-летнего Саши читала с ним каждый вечер, используя яркие книги с крупным шрифтом. Через 3 месяца он стал уверенно читать короткие рассказы. 


10 уникальных развивающих игр для детей с дислексией

  • "Буквенный пазл"

Цель: Развитие связи между звуками и буквами.

Как играть: Сделайте карточки, на которых половина буквы находится на одной карточке, а другая половина — на другой. Ребенку нужно соединить половинки и назвать букву.

  • "Читающий робот"

Цель: Повышение интереса к чтению через ассоциации.

Как играть: Представьте, что ребенок — робот, который может читать только с "роботическим" голосом. Он читает по слогам, имитируя голос робота.

  • "Словесные гонки"

Цель: Ускорение навыков чтения.

Как играть: Разложите карточки с простыми словами по комнате. Ребенок должен добежать до карточки, прочитать слово и вернуться за новым заданием.

  • "Звуковая мозаика"

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Как играть: Используйте фишки разных цветов. Каждый цвет обозначает определенный звук. Ребенок выкладывает мозаичное слово, выбирая фишки для каждого звука.

  • "Слово на ладошке"

Цель: Развитие моторной памяти.

Как играть: Напишите слово на ладони ребенка (пальцем или мягкой кисточкой). Затем попросите его угадать, какое слово было написано.

  • "Прятки букв"

Цель: Развитие зрительного внимания и навыков распознавания.

Как играть: Спрячьте буквы в комнате (например, карточки или магнитные буквы). Ребенок ищет буквы и произносит их, когда находит.

  • "Секретные слова"

Цель: Улучшение навыков аудирования и восприятия.

Как играть: Шепотом произнесите слово, разбив его на звуки (например, «м-а-ш-и-н-а»). Ребенок должен собрать слово и повторить.

  • "Читаем по лестнице"

Цель: Развитие навыков последовательного чтения.

Как играть: На ступеньках лестницы или на наклеенных полосах бумаги пишите слова. Ребенок читает слово на каждой ступеньке, поднимаясь наверх.

  • "Буквенный дождь"

Цель: Улучшение реакции на зрительные стимулы.

Как играть: Выбрасывайте в воздух карточки с буквами. Ребенок должен поймать определенную букву и назвать слово, которое с нее начинается.

  • "Музыкальные слоги"

Цель: Развитие ритмики и фонематического восприятия.

Как играть: Проигрывайте простую мелодию, а ребенок по ритму должен произнести слово по слогам (например, «ко-шка» на два удара).


Заключение

Дислексия — это вызов, который можно преодолеть. Благодаря нейропсихологическим подходам и поддержке родителей дети с этим нарушением могут не только научиться читать, но и раскрыть свои таланты в других сферах.

Ключом к успеху являются своевременная диагностика, индивидуальный подход и регулярная работа. Дислексия — не препятствие, а особенность, которая может стать основой для личного роста и новых достижений.

В нашем Центре специалисты нейропсихологи и логопеды-дефектологи уже много лет успешно помогают справиться с трудностями в школьном обучении (в том числе дислексия и дисграфия), мы проводим нейродиагностику и коррекционно-развивающие занятия, построенные по индивидуально составленной программе. 

Нейропсихологическая диагностика позволяет:

  • выявить первопричины трудностей в освоении чтения

  • определить сильные стороны в развитии, на которые можно опереться

  • понять, как помочь ребенку преодолеть сложности в обучении

Занятия с нейропсихологом/нейролингвистом/логопедом-дефектологом проводятся с использованием наших авторских методик в специалильно оборудованных залах и дают превосходные результаты в работе с дислексией.


назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал в г. Москве или онлайн-формат
Отправить