Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Многие заботливые родители дошкольников задаются вопросами: готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли он усидеть на уроке и быть достаточно внимательным? Нередко родители обращаются за помощью к психологу с тем, что их ребенок, умея читать и писать, поступая в школу, быстро теряет интерес к учебе и имеет проблемы с обучением. Давайте разберемся, что же из себя представляет психологическая готовность к школе, и как можно избежать трудностей школьного обучения.
По данным психологических исследований в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
- Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Именно в период старшего дошкольного возраста происходят предпосылки к смене ведущей деятельности с игровой на учебную (Л.С. Выготский).
- Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. Далеко не все дети понимают, что школьная жизнь — это, прежде всего, труд. Такой же труд, как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Поэтому крайне важно чтобы у ребенка была произвольность в обучении. Формируется такая произвольность и саморегуляция во всевозможных играх с «правилами».
- Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. Здесь очень важно делать акцент не только на умение писать, считать, декламировать стихотворения, но и на развитие общего запаса знаний (умение ориентироваться во времени и пространстве, пополнение словарного запаса и т.д.)
- Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. У ребенка формируется отношение к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями; развиваются необходимые формы общения со сверстниками. Для того, чтобы отношение к школьному обучению было позитивным, важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе, отвечать на интересующие его вопросы.
"Готовность к обучению" - показатель комплексный. И каждый компонент является очень важной частью успешного обучения в школе. Ведь отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.
Для профилактики школьных трудностей следует своевременно обратиться к специалисту для комплексной диагностики. Ведь чем раньше будут выявлены те или иные трудности, тем больше вероятности с ними справиться еще до поступления в школу. Важно не просто констатировать факт «неготовности», а вовремя помочь ребенку преодолеть все препятствия.