Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Нейропсихология и логопедия: задержка психоречевого развития (ЗПРР)
/ Нейропсихология и логопедия: задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Нейропсихология и логопедия: задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Нейропсихология и логопедия: задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Нейропсихология и логопедия: задержка психоречевого развития (ЗПРР)


Любые отставания ребенка от общепринятых норм развития чаще всего ставят родителей в ступор и заставляют излишне волноваться. Конечно, всё, что касается здоровья малыша, - самые важные аспекты в жизни мамы и папы. Сегодня расскажем о таком детском диагнозе, как задержка психоречевого развития.

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития)?


Задержка психоречевого развития (аббревиатура ЗПРР) – это комплекс расстройств, обусловленных одновременным отставанием в развитии речи и психики ребенка. Данное нарушение всегда проявляется в виде задержки эмоционального, интеллектуального и речевого развития.
Важно отметить, что задержка психоречевого развития не является независимым заболеванием; ЗПРР – это следствие первоначальных нарушений развития головного мозга и ЦНС. Задержке психоречевого развития у детей по Международной классификации болезней присвоен код МКБ 10.

Симптомы ЗПРР


Выявить задержку психоречевого развития обычно получается в возрасте 2-3 лет, иногда чуть позже – после преодоления малышом трехлетия. Именно в этом промежутке времени симптоматика проявляется наиболее ярко. Однако затягивать ни в коем случае нельзя. Если нарушение диагностируется только к 5 годам, коррекция ЗПРР будет осуществляться дольше и намного сложнее. Вообще ЗПРР может начать проявлять себя в достаточно раннем возрасте. Именно поэтому родителям стоит обращать внимание на поведенческие факторы ребенка, его общее развитие и развитие речи с самого рождения.

Итак, основные признаки задержки психоречевого развития:
- Задержка развития речи (ЗРР)
- Патологии и нарушения в формировании речевого аппарата
- Нарушение мышления
- Слабая мелкая и крупная моторика
- Расстройства поведения (часто присутствует стереотипное поведение)
- Эмоциональная неустойчивость, колебания настроения
- Медленная реакция
- Когнитивные нарушения
- Расстройства развития двигательных функций
- Излишняя невнимательность
- Быстрая утомляемость
- Гиперактивность
- Нежелание общаться со сверстниками
- Повышенная агрессивность

К ранним симптомам задержки психоречевого развития относятся:
- Слабая реакция (или ее полное отсутствие) на слова и жесты родителей;
- Если ребенок не улыбается или делает это крайне редко;
- Отсутствие лепета у грудничков;
- Очень тихое поведение;
- Повышенное слюноотделение; иногда – приоткрытый рот.
Обычно диагноз Задержка психоречевого развития подтверждается, если у ребенка присутствует 3 и более из вышеперечисленных симптомов ЗПРР.

Причины ЗПРР


К основным причинам задержки психоречевого развития относят:
- Болезни матери во время беременности (в частности, вирусные и бактериальные заболевания) - Внутриутробные инфекции
- Гипоксия плода (кислородное голодание)
- Тяжелые роды (преждевременные, стремительные, обвитие пуповиной и пр.)
- Родовые травмы ребенка
- Перенесение инфекционных заболеваний или травм в младенческом возрасте - Любые поражения мозга и ЦНС
- Генетические и хромосомные отклонения
- Психические травмы в раннем возрасте
- Неправильное воспитание (гиперопека родителей или, напротив, гипоопека, недостаточное внимание к развитию и воспитанию ребенка)
Как правило, у детишек с РАС, ДЦП, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями задержка психоречевого развития становится сопутствующим диагнозом.

Задержка психоречевого развития по возрастам (в 2, 3, 4 года)


Задержка психоречевого развития у детей может проявляться с рождения.
Так, например, груднички не начинают вовремя «гулить» (к 3 месяцам), к 8 месяцам не появляется лепет, к году – слоговой речи. Помимо этого, детки первого года жизни редко радуют родителей улыбкой и/или смехом.
К году становится видно, что ребенок слишком тихий (иногда это можно заметить и раньше, особенно если в семье малыш не первый); он почти не издает звуков, не откликается на имя и не реагирует на слова и жесты окружающих, в т.ч. родителей.

Задержка психоречевого развития 2 года: ребенок может не говорить даже простых слов («мама», «дай» и т.д.) или ограничивается скудным набором фраз. Он также плохо воспринимает обращенную к нему речь и не повторяет новые слова. Лексикон в принципе практически не пополняется. Иногда детки к этому возрасту не переходят на «общий» стол, так как всё ещё не научились полноценно жевать.

Задержка психоречевого развития 3 года: лексикон ребенка по-прежнему ограничен и составляет менее 100 слов. Малыш не может составить фразу или предложение из 2-3 слов. Он не знает, как называется тот или иной предмет, не понимает смысл его использования. Иногда проявляется стереотипное поведение (регулярное повторение одних и тех же жестов), играет только с несколькими или одной и той же игрушкой.

Задержка психоречевого развития 4 года: ребенок не может составить полноценное предложение, речь очень скудная в отличие от сверстников. Малыш не воспринимает чтение сказок, потому что не может сложить полноценную картинку или образ в своей голове. В этом возрасте ребенок может говорить слишком быстро (бегло), при этом имея четкие речевые нарушения (проглатывает окончания, переставляет буквы местами и т.д.). Некоторые, напротив, говорят слишком медленно, растягивая слова. Часто в ответ на речь взрослого могут дословно повторить сказанное. Может проявлять излишнюю агрессию в поведении, не тянуться к общению со сверстниками.
К 4 годам ребенок с ЗПРР уже должен проходить коррекционный курс по преодолению нарушения, так как к этому возрасту патология считается грубой задержкой психоречевого развития!
Напомним, код задержки психоречевого развития у детей – МКБ-10: F8.

Лечение ЗПРР


Лечение задержки психоречевого развития всегда проводится комплексно.
Коррекцию должны проводить сразу несколько специалистов:
- невролог проводит необходимые обследования, ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений;
- нейропсихолог выявляет какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста и проводит занятия по их развитию;
- логопед проводит коррекцию произношения и темпа речи, вызывает речь в случае ее отсутствия;
- психолог консультирует семью по вопросам воспитания и поведения, помогает ребенку в адаптации в детском коллективе. Сначала обязательно дифференцируется само заболевание, далее проводится ряд мер по его лечению и коррекции обучения и развития.

Если патология выявлена в раннем возрасте, нескольких курсов занятий со специалистами может хватить, чтобы выправить нарушение. Если же диагноз Задержка психоречевого развития был поставлен после 3-х лет, коррекция будет проходить дольше и сложнее, поэтому родителям в этом случае необходимо набраться терпения.
Важно помнить, что лечение ЗПРР необходимо начинать как можно раньше! Также стоит отметить, что грубой ошибкой со стороны родителей будет обращение только к логопеду – в таком случае, преодолеть ЗПРР не получится, так как данное нарушение предполагает комплексный подход с разными специалистами.

Что делать родителям? Совет нейропсихолога


Первое, что нужно сделать родителям, если они заподозрили ЗПРР или диагноз Задержка психоречевого развития был поставлен врачом, – постараться не волноваться. Дети чувствуют эмоциональный фон и переживания своих родителей, поэтому ваши отрицательные эмоции могут усугубить ситуацию. Важно понять, что данное нарушение поддается коррекции и полностью исправляется в дошкольном возрасте. Главное – подойти к лечению ответственно.

Что делать, если у ребенка задержка психоречевого развития?
1) Создайте комфортную, гармоничную обстановку дома.
2) Не кричите и не повышайте тон как на ребенка, так и на других членов семьи. В вашей микросреде не должно быть никакой ругани.
3) Не пренебрегайте общественными местами, где есть сверстники вашего ребенка. Аккуратно подталкивайте малыша к коммуникации с ними.
4) Говорите с ребенком как можно чаще. Рассказывайте обо всем на свете, даже если кажется, что он не слушает или не понимает.
5) Проветривайте помещение, где находится малыш. Соблюдайте температурный режим (дома не должно быть слишком жарко или слишком холодно, оптимальная температура – 21-22 °C).
6) Чаще гуляйте на свежем воздухе, выезжайте загород.
7) Посещайте интересные досуговые места (как развлекательные, так и познавательные).
8) Полезна будет и зоотерапия. Не пренебрегайте общением с домашними животными – они весьма положительно влияют на психику ребенка.
9) Не обделяйте малыша вниманием, но помните, что его должно быть в меру!
10) Чаще читайте ребенку сказки, рассматривайте вместе картинки и обсуждайте их, пробуйте составлять короткие рассказы.
11) Проводите с малышом артикуляционную гимнастику и регулярно делайте логопедический массаж, если есть такая возможность.
12) Играйте в настольные игры, которые направлены на развитие высших психических функций.
13) Не пренебрегайте посещением специалистов, особенно если заметили симптомы ЗПРР у своего ребенка. Своевременная диагностика убережет ваши нервы и поможет быстрее преодолеть все трудности!

назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить