Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Психологическая подготовка ребенка к школе. Советы детского психолога.
/ Психологическая подготовка ребенка к школе. Советы детского психолога.

Психологическая подготовка ребенка к школе. Советы детского психолога.

Психологическая подготовка ребенка к школе. Советы детского психолога.

Психологическая подготовка ребенка к школе. Рекомендации детского психолога

Школа – довольно непростой этап в жизни новоиспеченных первоклашек. Ведь из довольно безопасной и спокойной среды, где ребенок был окружен лаской и заботой, находился в привычном социуме и не был озабочен повышенной ответственностью, он переходит в новые - более взрослые и сложные условия. Школа встречает ребенка своими требованиями, ответственностью и незнакомым обществом. Первокласснику необходимо в сжатые сроки приспособиться к этой непростой среде, научиться самостоятельности, усвоению социальных норм и правил, а еще завести друзей...
И такой жизненный этап, как подготовка ребенка к школе, станет сложным периодом не только для малыша, но и для его родителей, т.к. именно они должны обеспечить ребенку плавный переход от статуса дошкольника к школьнику и помочь ему справиться со всеми сложностями, которые могут встретиться на этом пути.
В этой статье мы собрали полезные рекомендации психологов нашего центра о том, как подготовить ребенка к школе.

 

Как правильно подготовить ребенка к школе?

В успешной адаптации дошкольника к новым условиям важную роль играют родители и их поддержка, ведь именно внимание мамы и папы к успехам и неудачам малыша, всецелая эмоциональная поддержка и стойкое терпение помогут ребенку почувствовать себя значимым, по достоинству оценить свои достижения и старания, повысить самооценку и уверенность в себе, а также найти свою ячейку в новом социуме. Также родителям важно помочь ребенку перестроиться на новый ритм жизни, и для этого рекомендуется проводить следующую психологическую работу, причем заблаговременно:

·      Ближе к началу учебного года выстроите ребенку режим дня как у школьника. Для более плавной подготовки к школе, лучше ложиться спать не позднее 9 вечера, а вставать в 7 утра, чтобы соблюдать здоровое количество часов сна, необходимое растущему организму. Также важно, чтобы малыш проводил достаточно времени на свежем воздухе: для этого требуется примерно 3 часа в день. Вечером нужно приучать ребенка делать уроки, но ни в коем случае нельзя затягивать допоздна, ведь ему нужно время на восстановление и личные дела. Например, введите за привычку в 17:00 садиться за прописи или счет. Проводите такие занятия по 20-25 минут каждый вечер.

·      Станьте поддержкой своему сыну или дочери. Сильную психологическую поддержку окажет безоговорочная вера в успех. Необходимо хвалить начинающего ученика за каждое достижение. Это преумножит его веру в себя и создаст позитивный настрой. Родителям важно помнить, что ребенок, как и взрослый, имеет право на ошибку, поэтому не стоит его ругать, когда в процессе обучения у него что-то не получается. Ошибки стоит разобрать и вместе понять, что к ним привело и как их не допускать и/или минимизировать.

·      Прививайте малышу интерес к получению новых знаний и к учебе. Читайте вместе книги, пробуйте решать простые задачки, изучайте мир вокруг. Делая это в игровой и понятной ребенку форме, он гораздо быстрее и проще сможет влиться в школьную среду и с большим желанием и интересом начнет учиться.

·      Станьте примером для юного школьника. Ваше негативное отношение к школе и происходящему в ней, методам обучения и учителям будет отзеркалено ребенком и станет нормой для него. Частые наказания и упреки на почве учебы также могут негативно сказаться на восприятии образовательного учреждения, а в сознании закрепится установка «школа = плохо». Транслируйте позитивное отношение к новым знаниям и обстановке, подробно и позитивно опишите, что такое школа, и что интересного ждет его там. Расскажите про свой опыт обучения в школе. Также можно почитать малышу соответствующую литературу.

 

Чем может помочь детский психолог?

В 7 лет ребенок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и новый социальный статус. Теперь ему лицом к лицу придется столкнуться с оценкой себя и своих возможностей. В таких ситуациях малышу может быть непросто психологически, ведь сравнение себя со сверстниками может вызвать повышенную тревожность и формирование завышенной или заниженной самооценки. Он может замкнуться в себе и отказываться ходить в школу. С такими проблемами должен работать исключительно детский психолог, т.к. игнорирование ситуации или попытки нормализовать все самостоятельно могут привести к более худшим последствиям – апатии и полной потере мотивации к обучению. Грамотный специалист, обладающий профильными знаниями и умениями, сумеет определить наиболее действенный метод работы для конкретного ребенка и его проблемы, а также сможет улучшить общее психологическое состояние ребенка и помочь ему справиться с жизненными трудностями и легче адаптироваться к школьной жизни.

 

Что должен уметь ребенок перед школой?

Большинство родителей уверены, что занятия по подготовке детей к школе должны начинаться за год до начала учебного года. В свою очередь психологи рекомендуют начинать обучающее развитие ребенка с первых лет жизни, но постепенно и в соответствии с возрастом. На первом году жизни нужно развивать моторику, на следующий год - пополнять словарный запас, изучать цвета и формы, больше двигаться. В 3 года ребенку пора познавать окружающий мир и более углубленно развивать лексикон. В 4 года родители должны начать активно заниматься социализацией малыша в обществе, а также его обучением буквам и цифрам. К 5 годам нужно раскрывать и развивать творческие, умственные и физические способности ребенка. В 6 лет можно начать посещать подготовительные занятия для будущих первоклассников. Таким образом, к 7 годам и началу школьной жизни ребенок должен:

·      Иметь общее развитие. Знать растения, цвета, на базовом уровне -города и страны, время суток, виды спорта и профессии, различать право и лево.

·      Быть интеллектуально развитым и уметь: решать простые задачки на логику, находить лишние предметы в группах и общие признаки предметов, понимать правильные последовательности предметов и событий.

·      У ребенка должны быть хорошо развиты слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь и др. психические функции. Развиты следующие умения: находить отличия, копировать фигуры и узоры, описывать картинку по памяти, запоминать слова и предложения, воспроизводить пересказ и заучивание.

·      Знать основы математики: счет от 1 до 10 и обратно, геометрические фигуры, сравнивать предметы по ширине, длине, высоте, делить на части.

·      Уметь читать слова, подбирать слова на загаданную букву.

·      Иметь навыки письма: правильно держать ручку, проводить разные линии и обводить по контуру, уметь копировать геометрические фигуры и закрашивать их.

 

Когнитивные навыки ребенка

Зачастую дети не испытывают интерес к обучению, считая его сложным и скучным занятием. Причиной этому является отсутствие когнитивных навыков, то есть базовых способностей, которые могут обеспечить успешное обучение. Акцентирование внимания на отсутствии этих навыков, большая школьная нагрузка и крупный объем домашних заданий лишь усиливают разочарование в школе и затрудняют приобретение новых знаний. Именно поэтому перед поступлением в первый класс нужно уделять особое внимание развитию когнитивных функций, в особенности при подготовке к школе детей с нарушениями или особенностями развития.

У дошкольника нужно развивать следующие когнитивные навыки:

·      Восприятие. В возрасте 2-3 лет ребенок активно познает свойства предметов: прикладывание друг к другу и способы их взаимодействия. Также в процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветами, формами, величинами предметов, свойствами времени, пространства, вкуса, запаха, звука. Для развития данного навыка психологи советуют изучать мир вместе с ребенком, выполнять различные упражнения на тренировку восприятия и практиковаться как можно больше.

·      Внимание. В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается устойчивость внимания. В течение 15—20 минут он способен фокусировать свое внимание на чем-то определенном. Для того, чтобы малыш учился управлять своим вниманием и концентрировать его на более долгий срок, нужно просить его больше рассуждать вслух, а также предлагать разнообразные и интересные занятия. Например, сегодня – лепка, завтра – рисование и т.д.

·      Память. В раннем возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Запоминая что-либо, ребенок может использовать для этого и некоторые действия, например, повторение. К 5 годам будущий первоклассник способен систематизировать информацию на базовом уровне. Для тренировки этого когнитивного навыка предлагайте малышу различные упражнения игрового формата, например, игру с предметами, когда ребенку необходимо запомнить их расположение, а потом выбрать, чего не хватает. Также можно попросить рассказать сказку, которую вы недавно читали вместе. Не будет лишним помогать ребенку осмысливать то, что он говорит. Лучше всего память развивается, если ребенку понятна мотивация действия (например, стихотворение учится для папиного дня рождения) и материал, который нужно запомнить. Объясняйте ребенку значение всех неизвестных ему слов и выражений.

·      Мышление. К 3-4 годам развивается образное мышление. Дети начинают строить что-либо по заданной схеме, решать лабиринтные задачи. Главной целью специалиста/родителя на данном этапе является формирование разнообразных четких представлений. В том числе важно учить ребенка анализировать объекты сразу по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

·      Воображение. Воображение в дошкольном возрасте активно развивается. Оно становится оригинальным и произвольным. Малыши могут самостоятельно придумать небольшую сказку или рассказ на заданную тему.

·      Речь. Дошкольный возраст характерен улучшением произношения звуков и артикуляции. Обычно дети уже вовсю говорят в это время. Они подражают голосам животных, интонационно повторяют речь тех или иных героев. Также в этот период растет и обогащается словарный запас детей, расширяются вариации использования слов и словосочетаний. Необходимо дополнительно заниматься с ребенком развитием речи для увеличения словарного запаса, в особенности пополнением лексикона описательными словами и выражениями.

 

Социальная, интеллектуальная, мотивационная и волевая сторона ребенка

Психологи выделяют 4 вида психологической готовности ребенка к школе:

·      Социальная

Эта сторона отвечает за коммуникативные навыки малыша - готовность к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы сформировать данную готовность, будущему первокласснику необходимо расширять круг общения с новыми людьми, учиться не бояться говорить и высказывать свое мнение, но при этом уважать старших, видеть в них авторитет. Знакомьте ребенка как можно с большим количеством людей из разных социальных групп. В отношении сверстников важно не ограничивать общение с друзьями, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать ровесников в гости, играть в ролевые игры, а также водить на массовые мероприятия. Хорошим решением станут дошкольные учреждения, в том числе детский садик и кружки.

·      Интеллектуальная

Интеллектуальная сторона отражает готовность к умственному труду и мыслительной активности.

Здесь важно научить ребенка логически размышлять, ведь к этому моменту уже сформирована аналитическая функция мозга. На данном этапе также важно научить малыша решать простейшие задачки на логику, разгадывать загадки и кроссворды, собирать конструкторы и головоломки, а также развивать мелкую и крупную моторику.

·      Мотивационная

Это один из самых важных психологических моментов при подготовке к обучению.

Необходимо в положительном ключе отзываться об учителях и школе в целом, ведь главная цель – заинтересовать ребенка процессом обучения. Помните о работе над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, обратитесь к детскому психологу для проработки этих трудностей.

·      Волевая

Волевая сторона характеризуется готовностью выполнять учебные задачи. Чтобы ребенку было проще и интереснее учиться, и 45 минут урока не казались ему каторгой, следует грамотно организовать подготовку.

Важно приучать малыша к соблюдению режима дня, развивать усидчивость и терпение, но при этом не перегружать чрезмерными занятиями и требованиями. Хорошим помощником в подготовке ребенка к школе станут подготовительные занятия, где в соответствующей атмосфере и игровой форме он будет постигать азы наук.

 

Стрессоустойчивость у первоклассника

Нередко родители и окружающие перегружают будущего первоклассника чрезмерными ожиданиями и напутствиями, связанными с будущими школьными годами. Ребенок часто слышит фразы по типу: «Ты должен получать хорошие оценки/всегда хорошо учиться/быть прилежным и послушным учеником/надо рано просыпаться/в школе тебя никто ждать не будет!».

Ребенок может испытывать большой стресс от завышенных родительских ожиданий и требований, в связи с чем могут развиться комплексы, замкнутость в себе и неустойчивая самооценка. Поэтому в этот непростой период адаптации к новым условиям именно родители должны быть рядом и максимально поддерживать ребенка. Необходимо взять за правило: малыш может чего-то не уметь и ошибаться – это абсолютно нормально. Будьте к нему снисходительны - он пришёл учиться, а не сразу всё знать. Ни в коем случае, особенно в первые месяцы учебного года, не давите на ребенка, не сравнивайте его с одноклассниками и помогайте, даже если у него систематически что-то не получается.

Чтобы повысить стрессоустойчивость первоклассника, психологи рекомендуют сделать упор на следующее:

·      Обеспечьте спокойную обстановку

У родителей могут остаться негативные воспоминания, связанные со школой, но нужно постараться не транслировать такое отношение к образованию при ребенке - они все чувствуют и понимают. Напротив, замотивируйте его положительными рассказами о будущей учебе, привейте понимание, что знания – кладезь и фундамент жизни, дайте малышу спокойствие и уверенность в том, что его ждет.

·      С детства прививайте самостоятельность

Постоянный контроль не приведет ни к чему хорошему, а может лишь травмировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности, доверьте ему самому выполнять простые домашние дела, а затем и Д/З, чтобы ребенок мог получать оценки за свои реальные знания и учиться тому, в чем слаб или чего не знает. Помощь в выполнении домашних заданий необходима только тогда, когда малыш действительно нуждается в ней.

·      Будьте на стороне своего ребенка

Старайтесь находить золотую середину, слышать рекомендации учителей и выполнять их, но при этом не забывать об особенностях и интересах своего ребенка. В случае неоднозначной ситуации или неразрешенного школьного вопроса, сначала разберитесь и выслушайте малыша, старайтесь быть для него другом, чтобы он мог всегда рассчитывать на вас и вашу поддержку.

·      Азарт

В начале обучения у всех первоклашек появляется настоящий азарт, ведь все вокруг безумно интересное и новое, они желают ходить в школу. Но это временно. Затем желание рано вставать, идти в школу, сидеть за партой и делать домашнюю работу – всё это надоедает, появляются первые трудности. Старайтесь поддерживать огонь в глазах новоиспеченного ученика и создавайте мотивацию учиться. Для этого можно применять разного рода поощрения.

Рекомендации родителям от детского психолога

Подводя итоги, можно сказать, что главными помощниками в успешной психологической подготовке ребенка к школе будут родители, и по большей части от них зависит, как будущий первоклашка воспримет новый этап в своей жизни. Мамам и папам нужно снизить свои ожидания в отношении ребенка, быть терпеливее и меньше переживать, а главное – стать ребенку другом, опорой и поддержкой, постараться создать вокруг него спокойную и комфортную обстановку.

В случае, если родители не могут самостоятельно помочь ребенку в психологической подготовке к школе, хорошим решением станет консультация детского психолога. Специалист сможет провести комплексный анализ психического состояния ребенка и проработать все страхи перед началом школьной жизни. Не пренебрегайте и заблаговременной нейропсихологической диагностикой будущего первоклассника. Нейродиагностика позволит определить уровень готовности ребенка к школьному обучению, выявит его сильные и слабые стороны развития, а также даст родителям четкое понимание, в каком направлении двигаться дальше, чтобы у их малыша не возникало трудностей на этапе обучения. Помните, что чем ранее будут выявлены нарушения, тем проще их будет преодолеть. Подготовка к школе – очень важный этап, требующий максимального внимания со стороны родителей. От того, насколько ваш ребенок готов к школе, зависит всё его дальнейшее обучение. А это, как минимум, целых 11 лет его жизни.

назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить