Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
СДВГ у детей: Причины, симптомы и методы коррекции
/ СДВГ у детей: Причины, симптомы и методы коррекции

СДВГ у детей: Причины, симптомы и методы коррекции

СДВГ у детей: Причины, симптомы и методы коррекции

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных нейропсихологических расстройств у детей. Этот синдром характеризуется хронической невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, которые мешают учебному процессу и социальной адаптации ребенка. В данной статье мы рассмотрим причины возникновения СДВГ, его основные симптомы, а также эффективные методы коррекции, которые могут помочь детям с этим диагнозом.


Причины возникновения СДВГ

Генетические факторы

Многочисленные исследования показывают, что СДВГ имеет генетическую предрасположенность. Если один из родителей страдает этим синдромом, вероятность его развития у ребенка существенно увеличивается. Исследования близнецов также подтверждают высокий уровень наследуемости этого расстройства.


Нейробиологические факторы

Нарушения в функционировании мозга, особенно в областях, отвечающих за внимание и самоконтроль, часто связаны с СДВГ. У детей с этим диагнозом наблюдаются отклонения в работе лобных долей мозга, которые играют ключевую роль в регулировании поведения и когнитивных функций.


Психосоциальные факторы

Хотя генетика и нейробиология играют важную роль, психосоциальные факторы также могут способствовать развитию СДВГ. Стресс в семье, недостаток внимания и любви со стороны родителей, а также неблагоприятные условия жизни могут усилить проявления симптомов у предрасположенных детей.



Симптомы СДВГ

Невнимательность

1. Трудности с концентрацией внимания: Ребенок с СДВГ часто не может сосредоточиться на одной задаче в течение длительного времени. Он быстро отвлекается на внешние раздражители и часто теряет интерес к текущей деятельности.

2. Ошибки из-за невнимательности: Такие дети могут допускать ошибки при выполнении домашних заданий или других задач, не замечая деталей и упуская важную информацию.

3. Проблемы с организацией: Дети с СДВГ часто испытывают трудности с планированием и организацией своих действий, что приводит к небрежности и забывчивости.


Гиперактивность

1. Непоседливость: Ребенок постоянно находится в движении, ему трудно сидеть на месте, особенно в ситуациях, требующих спокойствия и сосредоточенности.

2. Повышенная активность: Он может проявлять чрезмерную физическую активность, бегая и прыгая даже в неподходящих для этого местах.

3. Болтливость: Дети с СДВГ часто говорят без остановки, не слушая ответы.


Импульсивность

1. Прерывание других: Такие дети склонны перебивать других людей, не дожидаясь своей очереди.

2. Нетерпеливость: Им трудно ждать своей очереди в играх или других занятиях.

3. Импульсивные решения: Ребенок с СДВГ часто принимает решения поспешно, не задумываясь о последствиях своих действий.



Методы коррекции СДВГ

Нейрокоррекционные занятия

Нейрокоррекция является одним из основных и наиболее эффективным методом коррекции СДВГ. Она помогает детям развивать навыки самоконтроля, улучшать внимание и снижать импульсивность. Рекомендуется включать в нейропсихологические занятия методы сенсорной интеграции. 


Психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Во время сеансов терапевт обучает ребенка различным приемам и техникам, которые помогают справляться с симптомами СДВГ в повседневной жизни.


Игровая терапия

Игровая терапия используется для маленьких детей, чтобы помочь им выражать свои чувства и эмоции через игру. Это позволяет терапевту лучше понять внутренний мир ребенка и разработать индивидуальные подходы к его лечению.


Медикаментозное лечение

В некоторых случаях рекомендуется подключать медикаменты. Лекарственные препараты и витамины, помогающие ребенку концентрировать внимание, врач подбирает индивидуально в каждом случае. 


Образовательные подходы

Индивидуальные образовательные планы (IEP)

Создание индивидуального образовательного плана позволяет адаптировать учебный процесс под потребности ребенка с СДВГ. Это может включать дополнительные перерывы, индивидуальные занятия и специальные методы обучения.


Технологические средства

Использование технологий, таких как планшеты и компьютеры с образовательными программами, может помочь детям с СДВГ сосредоточиться на учебе и улучшить свои академические успехи.


Вовлечение родителей

Обучение родителей

Родители играют ключевую роль в лечении СДВГ. Обучение родителей эффективным методам воспитания и управления поведением ребенка помогает создать поддерживающую и стимулирующую среду дома.


Поддержка и советы

Регулярные встречи с психологом и нейропсихологом могут предоставить родителям необходимую поддержку и советы по воспитанию ребенка с СДВГ.


Альтернативные методы

Диетические изменения

Некоторые исследования указывают на то, что определенные диетические изменения могут помочь снизить симптомы СДВГ. Например, снижение потребления сахара и искусственных красителей, а также увеличение потребления Омега-3 жирных кислот могут оказать положительное влияние.


Физическая активность

Регулярная физическая активность помогает улучшить внимание и снизить гиперактивность у детей с СДВГ. Спорт и активные игры также способствуют улучшению настроения и снижению стресса, увеличивают работоспособность головного мозга.



Примеры из практики

Данил, 7 лет. Данил крайне беспокойно вел себя на уроках, постоянно отвлекался, был невнимателен и мешал другим детям на уроках. Это негативно сказывалось на его успеваемости, отношениях со сверстниками и педагогами. Родители обратились к неврологу (был поставлен диагноз СДВГ) и нейропсихологу, который составил специализированную программу коррекции, включающую развитие самоконтроля, концентрации внимания и поведенческую терапию. Через несколько месяцев занятий и родители, и учителя отметили позитивные изменения: Данил стал более сосредоточенным, стал спокойнее вести себя на уроках, повысилась успеваемость.

Аня, 8 лет. Аня постоянно испытывала трудности с выполнением домашних заданий: быстро теряла интерес и не могла сосредоточиться. Психолог рекомендовал обследование у невролога, который подтвердил СДВГ. К работе подключили нейропсихолога: провели нейродиагностику и специалист разработал индивидуальную коррекционную программу, направленную на развитие функций внимания и самоконтроля. В занятиях специалист задействовал различные методики, включая сенсорную интеграцию, сенсомоторную коррекцию, двигательную и когнитивную коррекцию. Результат регулярных занятий с нейропсихологом в течение 4-х месяцев: Аня стала более организованной и начала справляться с домашним заданием без постоянного контроля и помощи родителей.

Алексей, 8 лет. К нам в Центр пришел 5-ти летний Алексей - чрезвычайно активный мальчик, который не мог спокойно сидеть на месте даже несколько минут. Родители приняли решение обратиться к нашим специалистам-нейропсихологам после подтверждения диагноза СДВГ у невролога. Нейропсихолог составила индивидуальную программу занятий, которая включала сенсомоторную и двигательную коррекцию и была наполнена упражнениями и играми для улучшения самоконтроля, концентрации внимания. В ходе занятий были видны улучшения от раза к разу - Алексей становился более уравновешенным, внимательнее к дисциплинарным моментам, спокойнее в 5-10 минутный период ожидания занятия, стал слышать инструкцию и соблюдать правила во время нейрокоррекции. По прошествии 17 занятий родители однозначно констатировали улучшения - более спокойное и взвешенное поведение сына в рядовых бытовых ситуациях, почти исчезли истерики и протестные реакции. Воспитатели в детском саду отметили улучшения в соблюдении режимных моментов и во взаимодействии со сверстниками. Невролог рекомендовал родителям продолжать нейрокоррекционные занятия для закрепления достигнутых результатов. 



Заключение

СДВГ у детей — это серьезное нейропсихологическое расстройство, которое требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Понимание причин, симптомов и методов коррекции СДВГ поможет родителям и педагогам создать благоприятные условия для развития ребенка. Вовлечение специалистов, таких как психологи и нейропсихологи, позволяет разработать индивидуальные программы коррекции, которые помогут ребенку улучшить академические успехи и социальную адаптацию. Помощь и поддержка родителей играют ключевую роль в этом процессе, создавая основу для успешного будущего ребенка.



назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить