Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Сензитивные периоды
/ Сензитивные периоды

Сензитивные периоды

Сензитивные периоды

Один лишь раз.

Значимость сензитивных периодов в развитии ребенка.

Развитие мозга ребенка можно сравнить с постройкой дома, в которой все этапы происходят строго по порядку. Нельзя начать воздвигать стены пока нет фундамента. Если на каком-то из этапов произошла неудача, то это станет препятствием для нового этапа, и он будет отложен или весь процесс вообще остановится.

Сензитивные периоды это и есть своего рода этапы «стройки». Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Понятие сензитивный период впервые введено Х.  Де Фризом. Вслед за ним М.  Монтессори выделила в качестве сензитивных периодов важные периоды детского развития, в течение которых ребёнок особенно чувствителен к определённым видам раздражителей или взаимодействий и может легко приобретать определённые способности (речь, различение сенсорных стимулов, моделирование окружающей среды и т. п.). После того, как «чувствительный период» для конкретной способности прошёл, усвоение её потребует от ребёнка гораздо бо́льших усилий. Согласно утверждениям М. Монтессори,  сензитивные периоды свойственны всем детям в любой стране, и в то же время они индивидуализированы, т. к. у каждого ребёнка свой темп развития.

Знать особенности этих периодов развития особенно важно, поскольку преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным, затруднительным и даже в отдельных случаях может неблагоприятно сказаться на развитии психики ребенка. Такие периоды имеют определенную продолжительность и уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить. Напротив, понимание сензитивности поможет родителям и специалистам построить процесс обучения и развития таким образом, чтобы малыши  с удовольствием и легкостью постигали материал.
На данный момент выделяются следующие сензитивные периоды дошкольного возраста.

Сензитивные периоды Возраст Особенности сензитивного периода
Период восприятия порядка от 0 до 3 лет    Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии со взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях).

Родителям в этот период важно разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.
Также от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте. Важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно (возраст пока не позволяет ему помогать родителям). Для малыша важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, родителям необходимо создать все условия для подобной упорядоченности и предсказуемости. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен четко понимать, что именно от него хотят взрослые, потому все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

 

Период развития движений и действий От 1 до 4 лет    Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие. Физические упражнения благотворно влияют на весь организм, за счет них весь организм получат достаточное количество кислорода и  через кровь им  насыщаются клетки головного мозга. Что, безусловно, ведет к стимулированию интеллектуального  роста ребенка. Через движение у ребенка также закладываются представления о схеме собственного тела и его соотношении в пространстве, что является основой формирования пространственных представлений. В этот период ребенок особенно подвижен и ему трудно усидеть на месте. Основная задача взрослого - не сдерживать эту активность, а всячески ее поддерживать и поощрять. Для полноценного развития ребенка в это время необходимы любые активные игры (бег, прыжки, катание с горки, на качелях, велосипед, ролики и пр.), а занятия за столом следует минимизировать.
Период сенсорного развития От 0 до 5,5 лет Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. В этот период следует выполнять с ребенком различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы. Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.
Период восприятия маленьких предметов От 1,5 до 2,5 В это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелкие предметы: пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития его мелкой моторики. Многие наслышаны о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. В этот период родителям следует заниматься с ребенком нанизыванием  пуговиц либо бусин на нитки или шнурок; перекладыванием бусин, фасоли; собиранием мозаики и пр. заданиями, стимулирующими развитие мелкой моторики.
Период речевого развития От 0 до 6 В данном этапе развития принято выделять несколько периодов:

В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь и нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у ребенка могут быть проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.

До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.

Примерно в год ребенок произносит первое слово.

В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не коверкать слова, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.

В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем научиться говорить ему будет крайне сложно, а порой уже и невозможно.

3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме или педагогу следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах и пр. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова, расширяя свой словарный запас. После трех лет ребенка можно начать понемногу обучать буквам (точнее, формировать образ буквы). Для этой цели можно лепить буквы из пластилина, складывать их из проволоки или веревки, писать на рассыпанной по тарелке манке, доставать из мешочка, угадывая букву.

В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые понемногу помогут  подготовиться к начальной школе. Очень важно делать все это в игровой форме.

5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Развитие социальных навыков От 2,5 до 6 В это время ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу: как надо здороваться и прощаться; как обратиться за помощью; как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать, как благодарить за помощь и пр.

 

Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, т.к. дает  возможность родителям действовать «заодно» с самой природой, обучая малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Сунцова А.В.

назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить