Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение
/ Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Задержка психического развития – довольно распространенное явление у детей младшего возраста и старшего дошкольного возраста (встречается у 20% среди всех малышей). Однако стоит отметить, что данное нарушение не является клиническим заболеванием и поддается коррекции при своевременном, грамотном подходе и воздействии непосредственно на первопричины патологического состояния. Чем раньше родители обнаружат симптомы и начнут коррекцию с детским нейропсихологом, тем быстрее и проще психическое развитие ребенка придет в норму.

Что такое ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) – термин в дефектологии, определяющий нарушения в формировании и развитии высших психических функций ребенка. Проявляется ЗПР отставанием от норм психического развития в целом или каких-либо отдельных его функций, например, незрелостью эмоционального фона, скудной памятью, плохой усидчивостью, трудностями с концентрацией внимания. У детей с ЗПР снижается уровень мышления и самоконтроля, слабо развивается моторика и речь, отмечается примитивность действий и неустойчивость эмоций. В более старшем возрасте, как следствие, начинаются проблемы с обучением в школе.

 

Виды и классификации ЗПР

В разные годы, по мере изучения ЗПР, психологами выделялись различные классификации данного нарушения. До сих пор популярными остаются предложенные в 1970-х годах исследования М.С.Певзнер и Т.А.Власовой, а также В.В.Ковалёва.

М.С.Певзнер и Т.А.Власова предложили разделить ЗПР на 2 вида:

·       неосложнённый психофизический и психический;

·       «вторичная» ЗПР, вызванная повышенной истощаемостью психических функций различного происхождения.

В.В.Ковалёв в своих исследованиях выделил 4 варианта задержки психического развития. По его словам, все они вызваны влиянием биологических факторов:

·       дизонтогенетический (при психическом расстройстве);

·       энцефалопатический (при несильных поражениях ЦНС);

·       вторичная ЗПР (при сенсорных дефектах: нарушении зрения и/или слуха);

·       ЗПР, связанная с нетрудоспособностью.

Самой популярной и часто употребляемой является классификация этиопатогенетического принципа, предложенная К.С.Лебединской:

1.   Конституциональный тип ЗПР имеет неосложненный характер и обуславливается нарушением психической или психофизической функций. У детей проявляется повышенной, но кратковременной эмоциональностью. В поведении приоритет отдается игре, а в действиях выражается непосредственность.

2.   Соматогенный тип ЗПР. Причинами данного вида ЗПР являются перенесённые в раннем возрасте тяжёлые соматические состояния: внутриутробные инфекции, родовые травмы, операции под общим наркозом, болезни сердечно-сосудистой системы, порок сердца, различные формы ДЦП, асфиксия и т.д.

3.   Психогенный тип ЗПР. Данный вид нарушения обуславливается неблагополучными условиями жизни ребенка, крайностями в воспитании и другими неблагоприятными социальными факторами. Задержка психического развития психогенного типа, как правило, возникает в результате:
а) гипоопеки, когда в воспитании присутствует некая беспризорность, в связи с чем у ребенка происходит торможение развития познавательной деятельности, интеллектуальных способностей и т.д.;

Хотите помочь ребёнку раскрыть его способности? Получите бесплатное руководство от нейропсихолога!

  • Ключевые этапы развития по возрастам
  • Полезные советы нейропсихолога
  • Эффективные игры и упражнения
б) гиперопеки, когда в воспитании присутствует повышенное внимание родителей, в связи с чем ребенок лишается самостоятельности и инициативности;
в) абьюзивного отношения в семейной микросреде, когда в семье допускается физическое насилие, грубость, агрессия, деспотизм и т.д.

4.   Церебрально-органический тип ЗПР – самый распространенный вид задержки психического развития у детей разного возраста. Проявляется либо повышенной гиперактивностью с элементами агрессии, либо, напротив, пассивно-апатичным поведением и излишней вялостью.  

Симптомы и признаки: как распознать ЗПР у ребенка?

Задержка психического развития у ребенка может проявляться, начиная с раннего возраста. Однако, чаще всего, диагноз ставится в возрасте 5-7 лет, когда патология начинает мешать усвоению школьной программы, или на этапе подготовки к школе – в период активизации обучения в подготовительной группе детского сада.

Среди основных симптомов ЗПР у детей:

·       низкая успеваемость в школе;

·       трудности с самоконтролем;

·       частые беспричинные истерики, плач;

·       неконтролируемая агрессия;

·       повышенная тревожность;

·       плохая память и внимание;

·       неусидчивость;

·       снижение интеллектуальных способностей и мышления;

·       слабое развитие моторики;

·       задержка развития речи (ЗРР);

·       примитивность действий;

·       непосредственность поведенческих факторов, эксцентричность и т.п.;

Симптомы задержки психического развития у детей могут идти как в комплексе, так и проявляться единично по мере взросления ребенка. Симптоматика также может различаться – у каждого ребенка все индивидуально. Если вы замечаете один или несколько из вышеприведенных симптомов у своего малыша, при этом ситуация не меняется в течение нескольких месяцев, не пренебрегайте посещением специалиста! Обнаружить или опровергнуть ЗПР может  нейропсихолог в результате проведенной диагностики.

Диагностика ЗПР у ребенка

Диагностика детей с задержкой психического развития проводится детским нейропсихологом посредством очной коммуникации. На занятии специалист выявляет все слабые места, находит причины ЗПР и составляет индивидуальный план коррекции задержки психического развития ребенка.

Чем ранее будет выявлено ЗПР, и чем быстрее начнется коррекционное развитие детей с задержкой психического развития, тем раньше получится привести психоэмоциональное и когнитивное развитие в норму, и тем проще малышу будет познавать мир, повышать эрудицию и усваивать обучающие материалы.

Обучение ребенка с ЗПР

Если говорить о школьном обучении детей с задержкой психического развития, то дается оно в 99% случаев с трудом. Дети «витают в облаках», не могут сконцентрироваться, не понимают то, что говорит учитель, и попросту не усваивают даже элементарный материал. Учеба начинает вызывать агрессию или полное безразличие. Появляются трудности и в поведении. Далее ситуация только ухудшается. Однако дети с ЗПР не лишены возможности стандартного обучения. Если пройти курс коррекционных занятий по преодолению ЗПР, то малыш быстро вернется в строй, сможет хорошо и с интересом учиться, попутно наверстывая упущенное.

Если говорить непосредственно о коррекции, то занятия подбираются психологом индивидуально в зависимости от причин возникновения ЗПР и уровня запущенности ситуации. Как правило, используются игровые комплексные методики, направленные на развитие различных функций мозга, восстановление психоэмоционального фона и адаптации к социуму.

Рекомендация родителям от нейропсихолога

Если Вы наблюдаете признаки ЗПР у своего ребенка, не стоит преждевременно паниковать.

Во-первых, процент таких деток в наши дни достаточно велик, поэтому не вы – первые, не вы – последние. Во-вторых, не всегда сопутствующая симптоматика сигнализирует о наличии ЗПР. И всё же самый простой и действующий вариант – это диагностика, которая ни к чему не принуждает. Квалифицированный специалист сможет рассказать всё о вашем ребенке и обязательно даст ценные рекомендации по дальнейшему развитию малыша.

Что делать в домашних условиях? Постарайтесь больше времени уделять ребенку, но без фанатизма. Больше играйте с ним, говорите, рассказывайте, объясняйте, читайте, расширяйте его кругозор, посвящайте в жизнь. В случае истерик не поддавайтесь на провокации и не вступайте в конфликт, ни в коем случае не повышайте голос. Старайтесь найти точки соприкосновения, предлагайте альтернативы, находите компромиссы и не подвергайтесь импульсивному поведению сами – сохраняйте спокойствие и рассудительность. Если знаете о внешних раздражающих и расшатывающих эмоциональный фон факторах, попытайтесь минимизировать их. Лучше – полностью исключить их из жизни ребенка. Все развивающие занятия также должны проходить в непринужденной обстановке посредством игровых методов.

Обязательно помните, что дети – подобно губке – впитывают все настрои своих родителей, поэтому, в первую очередь, держите собственные эмоции под контролем! ЗПР – не приговор, напротив, это одно из нарушений, легко поддающееся коррекции при грамотном, своевременном воздействии и под руководством профессионала. Будьте здоровы! 

назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Нужен ли вашему
ребенку нейропсихолог?
Пройдите тест за 2 минуты!

Беспокоит поведение
или развитие ребенка?
Оставьте заявку - наш специалист
свяжется с Вами в ближайшее время
и поможет разобраться, с чего начать.
оставить заявку
Зюльганова Татьяна Геннадьевна
Нейропсихолог
Логопед-дефектолог
Детский психолог
Нейропсихолог

Почему выбирают нас?

Сильные специалисты
Сильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфера
Комфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистом
Сопровождение методистом
Высокая результативность
Высокая результативность
Авторские разработки (пособия, игры)
Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качества
Система контроля качества
Позвонить WhatsApp Telegram
Записаться
на первую встречу
Подобрать
специалиста

НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ
РЕБЕНКУ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ ЗА 2 МИНУТЫ!