Задержка психического развития – довольно распространенное явление у детей младшего возраста и старшего дошкольного возраста (встречается у 20% среди всех малышей). Однако стоит отметить, что данное нарушение не является клиническим заболеванием и поддается коррекции при своевременном, грамотном подходе и воздействии непосредственно на первопричины патологического состояния. Чем раньше родители обнаружат симптомы и начнут коррекцию с детским нейропсихологом, тем быстрее и проще психическое развитие ребенка придет в норму.
Задержка психического развития (ЗПР) – термин в дефектологии, определяющий нарушения в формировании и развитии высших психических функций ребенка. Проявляется ЗПР отставанием от норм психического развития в целом или каких-либо отдельных его функций, например, незрелостью эмоционального фона, скудной памятью, плохой усидчивостью, трудностями с концентрацией внимания. У детей с ЗПР снижается уровень мышления и самоконтроля, слабо развивается моторика и речь, отмечается примитивность действий и неустойчивость эмоций. В более старшем возрасте, как следствие, начинаются проблемы с обучением в школе.
В разные годы, по мере изучения ЗПР, психологами выделялись различные классификации данного нарушения. До сих пор популярными остаются предложенные в 1970-х годах исследования М.С.Певзнер и Т.А.Власовой, а также В.В.Ковалёва.
М.С.Певзнер и Т.А.Власова предложили разделить ЗПР на 2 вида:
· неосложнённый психофизический и психический;
· «вторичная» ЗПР, вызванная повышенной истощаемостью психических функций различного происхождения.
В.В.Ковалёв в своих исследованиях выделил 4 варианта задержки психического развития. По его словам, все они вызваны влиянием биологических факторов:
· дизонтогенетический (при психическом расстройстве);
· энцефалопатический (при несильных поражениях ЦНС);
· вторичная ЗПР (при сенсорных дефектах: нарушении зрения и/или слуха);
· ЗПР, связанная с нетрудоспособностью.
Самой популярной и часто употребляемой является классификация этиопатогенетического принципа, предложенная К.С.Лебединской:
1. Конституциональный тип ЗПР имеет неосложненный характер и обуславливается нарушением психической или психофизической функций. У детей проявляется повышенной, но кратковременной эмоциональностью. В поведении приоритет отдается игре, а в действиях выражается непосредственность.
2. Соматогенный тип ЗПР. Причинами данного вида ЗПР являются перенесённые в раннем возрасте тяжёлые соматические состояния: внутриутробные инфекции, родовые травмы, операции под общим наркозом, болезни сердечно-сосудистой системы, порок сердца, различные формы ДЦП, асфиксия и т.д.
3. Психогенный тип ЗПР. Данный вид нарушения обуславливается неблагополучными условиями жизни ребенка, крайностями в воспитании и другими неблагоприятными социальными факторами. Задержка психического развития психогенного типа, как правило, возникает в результате:
а) гипоопеки, когда в воспитании присутствует некая беспризорность, в связи с чем у ребенка происходит торможение развития познавательной деятельности, интеллектуальных способностей и т.д.;
б) гиперопеки, когда в воспитании присутствует повышенное внимание родителей, в связи с чем ребенок лишается самостоятельности и инициативности;
в) абьюзивного отношения в семейной микросреде, когда в семье допускается физическое насилие, грубость, агрессия, деспотизм и т.д.
4. Церебрально-органический тип ЗПР – самый распространенный вид задержки психического развития у детей разного возраста. Проявляется либо повышенной гиперактивностью с элементами агрессии, либо, напротив, пассивно-апатичным поведением и излишней вялостью.
Задержка психического развития у ребенка может проявляться, начиная с раннего возраста. Однако, чаще всего, диагноз ставится в возрасте 5-7 лет, когда патология начинает мешать усвоению школьной программы, или на этапе подготовки к школе – в период активизации обучения в подготовительной группе детского сада.
Среди основных симптомов ЗПР у детей:
· низкая успеваемость в школе;
· трудности с самоконтролем;
· частые беспричинные истерики, плач;
· неконтролируемая агрессия;
· повышенная тревожность;
· плохая память и внимание;
· неусидчивость;
· снижение интеллектуальных способностей и мышления;
· слабое развитие моторики;
· задержка развития речи (ЗРР);
· примитивность действий;
· непосредственность поведенческих факторов, эксцентричность и т.п.;
Симптомы задержки психического развития у детей могут идти как в комплексе, так и проявляться единично по мере взросления ребенка. Симптоматика также может различаться – у каждого ребенка все индивидуально. Если вы замечаете один или несколько из вышеприведенных симптомов у своего малыша, при этом ситуация не меняется в течение нескольких месяцев, не пренебрегайте посещением специалиста! Обнаружить или опровергнуть ЗПР может нейропсихолог в результате проведенной диагностики.
Диагностика детей с задержкой психического развития проводится детским нейропсихологом посредством очной коммуникации. На занятии специалист выявляет все слабые места, находит причины ЗПР и составляет индивидуальный план коррекции задержки психического развития ребенка.
Чем ранее будет выявлено ЗПР, и чем быстрее начнется коррекционное развитие детей с задержкой психического развития, тем раньше получится привести психоэмоциональное и когнитивное развитие в норму, и тем проще малышу будет познавать мир, повышать эрудицию и усваивать обучающие материалы.
Если говорить о школьном обучении детей с задержкой психического развития, то дается оно в 99% случаев с трудом. Дети «витают в облаках», не могут сконцентрироваться, не понимают то, что говорит учитель, и попросту не усваивают даже элементарный материал. Учеба начинает вызывать агрессию или полное безразличие. Появляются трудности и в поведении. Далее ситуация только ухудшается. Однако дети с ЗПР не лишены возможности стандартного обучения. Если пройти курс коррекционных занятий по преодолению ЗПР, то малыш быстро вернется в строй, сможет хорошо и с интересом учиться, попутно наверстывая упущенное.
Если говорить непосредственно о коррекции, то занятия подбираются психологом индивидуально в зависимости от причин возникновения ЗПР и уровня запущенности ситуации. Как правило, используются игровые комплексные методики, направленные на развитие различных функций мозга, восстановление психоэмоционального фона и адаптации к социуму.
Если Вы наблюдаете признаки ЗПР у своего ребенка, не стоит преждевременно паниковать.
Во-первых, процент таких деток в наши дни достаточно велик, поэтому не вы – первые, не вы – последние. Во-вторых, не всегда сопутствующая симптоматика сигнализирует о наличии ЗПР. И всё же самый простой и действующий вариант – это диагностика, которая ни к чему не принуждает. Квалифицированный специалист сможет рассказать всё о вашем ребенке и обязательно даст ценные рекомендации по дальнейшему развитию малыша.
Что делать в домашних условиях? Постарайтесь больше времени уделять ребенку, но без фанатизма. Больше играйте с ним, говорите, рассказывайте, объясняйте, читайте, расширяйте его кругозор, посвящайте в жизнь. В случае истерик не поддавайтесь на провокации и не вступайте в конфликт, ни в коем случае не повышайте голос. Старайтесь найти точки соприкосновения, предлагайте альтернативы, находите компромиссы и не подвергайтесь импульсивному поведению сами – сохраняйте спокойствие и рассудительность. Если знаете о внешних раздражающих и расшатывающих эмоциональный фон факторах, попытайтесь минимизировать их. Лучше – полностью исключить их из жизни ребенка. Все развивающие занятия также должны проходить в непринужденной обстановке посредством игровых методов.
Обязательно помните, что дети – подобно губке – впитывают все настрои своих родителей, поэтому, в первую очередь, держите собственные эмоции под контролем! ЗПР – не приговор, напротив, это одно из нарушений, легко поддающееся коррекции при грамотном, своевременном воздействии и под руководством профессионала. Будьте здоровы!
Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.