В данной статье мы расскажем вам про нейропсихологическую диагностику в детском возрасте. Для большего понимания начнем с примеров.
Приходит на прием к нейропсихологу в наш Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита» мама с сыном Антоном семи лет. Мама переживает, что у Антона «совершенно нет памяти, он ничего не запоминает». Ребенок, со слов мамы, не может вспомнить, что задали на дом, что попросила учительница Вера Сергеевна принести на завтрашний урок труда.
Безусловно, все это очень усложняет жизнь.
Мама – женщина современная, активная и образованная, поняв, что у сына есть проблемы, занималась с ним самостоятельно, благо сейчас в интернете можно найти много полезной информации. Водила его в развивающий клуб в соседнем доме, где с Антоном занимались развитием памяти. Прошел год, но, как говорится, а воз и ныне там. Ничего не изменилось. Как не помнил, так и не помнит.
Другая мама пришла к нам с дочерью Лизой восьми лет. Девочке тяжело дается русский язык. Знает правила, но упорно пишет с ошибками, да еще и почерк оставляет желать лучшего. Мама тоже не сидела сложа руки, и не ждала, что все каким-то чудесным образом пройдет само, «перерастет». Лиза занималась с логопедом, с репетитором, честно делали работы над ошибками, прописывая по несколько строчек «проблемные» слова. Но результат очень слабый, не тот, который хотелось бы видеть.
Нейропсихолог в обоих случаях провел нейропсихологическую диагностику. По итогам проведенных специальных нейропсихологических проб выяснилось следующее.
У Антона уровень развития памяти полностью соответствует возрастным нормам. Вот так неожиданность для мамы! Так в чем же тогда причина такой забывчивости мальчика? А причина оказалась в низких нейродинамических показателях. Проще говоря, у Антона повышенная утомляемость, он быстро устает и его мозгу не хватает сил, чтобы все свои функции реализовывать в полной мере. В момент, когда учительница просит запомнить материал, Антон «выключен», он ее не слышит. А когда не услышал, то и вспомнить нечего. Потому и не дали положительных результатов занятия по развитию памяти. С памятью то у мальчика и так все хорошо. В данном случае нужно повышать нейродинамику, тогда и ситуация исправится.
В случае Лизы нейропсихологическая диагностика показала, что у девочки есть трудности в двигательной сфере, ей сложно красиво писать из-за того, что еще не до конца развиты структуры головного мозга, отвечающие за графомоторные навыки, в частности, плавность перехода от одного элемента к другому. Плюс у Лизы, как и у Антона, низкие нейродинамические показатели, да еще и наблюдаются сложности с контролем. Поэтому девочка знает правило, но у нее уходит много сил, чтобы написать само слово (слабость двигательной сферы), она истощается на этом (низкая нейродинамика) и у нее не включается «сигнал» к применению правила (слабость контроля). Соответственно, в случае с Лизой, мы будем повышать нейродинамические показатели, развивать контроль и двигательную сферу.
С Антоном и Лизой нейропсихологи нашего Центра провели курс занятий нейропсихологической коррекции. Результаты были ощутимы и заметны как самим ребятам, им стало легче учиться, и у них появился интерес к школьным занятиям, так и учителям и родителям. Улучшились оценки и в целом поведение детей.
На примере ребят мы хотели наглядно показать точность, а соответственно важность и нужность своевременного обращения к нейропсихологу.
Итак, какие же задачи решает нейропсихологическое обследование?
- описание индивидуальных особенностей и уровня развития психических функций ребенка (памяти, речи, внимания, мышления, пространственных представлений, двигательной сферы и пр.). Как известно, одинаковых людей не бывает: кому-то проще запоминать информацию на слух, а кому-то, увидев материал. Все зависит от того, какой вид памяти доминирует у человека. Такие особенности можно определить с помощью нейропсихологической диагностики, что в свою очередь поможет родителям и самому ребенку организовать процесс обучения наиболее оптимально. На консультации после проведенной диагностики нейропсихолог, например, порекомендует, как лучше ребенку запоминать материал и какой ему подойдет режим занятий.
- определение несформированного блока мозга (всего их три: 1- энергетический блок, 2- блок переработки и хранения информации, 3 – программирования и контроля), «слабых» психических функций и их влияния на другие психические функции.
- определение сформированных, «сильных» психических функций, которые станут опорой в коррекционно-развивающих занятиях. С помощью них мы будем развивать «слабые звенья».
Исходя из результатов диагностики, нейропсихолог может определить первопричины различных трудностей: школьной неуспеваемости; трудностей в овладении письмом, чтением, счетом и пр. Провести курс коррекционно-развивающих занятий, способствующий устранению причин, препятствующих реализации потенциала ребенка. Такие занятия проводятся по индивидуально составленной программе для каждого ребенка с учетом его личностных особенностей.
Вот почему так важно своевременно обратиться за помощью к специалисту.