Каждому родителю важно и, в целом, полезно знать, какие нормы речевого развития существуют в современном мире, на какие возрастные рамки опираться при возникновении нарушений или ЗРР (задержка речевого развития) и, главное, как работать над развитием речи.
В этой статье мы рассмотрим самые важные аспекты речевого развития ребенка, определим нормы развития речи у детей по возрасту и расскажем, что делать родителям в домашних условиях.
Первый этап доречевого развития начинается еще в утробе матери, т.к. процесс беременности и роды играют непосредственную роль в будущем формировании как речи, так и развития ребенка в целом. Нельзя также забывать и о генетических предрасположенностях.
Если беременность была легкой (на скринингах не было обнаружено нарушений, отсутствовали внутриутробные инфекции матери), а малыш родился в результате естественных неосложнённых родов с высокими оценками по шкале Апгар, то только в таком случае можно опираться на нижеприведенные нормы развития речи ребенка до года.
0-3 месяца
Так, согласно возрастным нормам развития речи детей, к 3-м месяцам грудничок должен начать «гулить», а также активно реагировать на речь взрослых и окружающие звуки. Например, при громком шуме малыш может заплакать, а, услышав мамин голос, – заулыбаться. При этом в возрасте 3–4-х месяцев ребенок уже отчетливо произносит звуки «гу» и/или «агу», а ещё смеется заливным смехом, если его что-либо или кто-либо рассмешил.
4-7 месяцев
К полугоду жизни у малыша должен появиться так называемый детский лепет – несвязная и неясная речь. Этот этап – ещё одна стадия доречевого развития ребенка, которая следует за гулением и предшествует стадии первых звуков. Малыш может активно общаться на «своем языке», ярко выражая эмоции. При этом некоторые детки в этом возрасте могут выговаривать некоторые звуки, например, «ма», «па» и/или «ба». Этап «лепетной речи» обычно заканчивается к 9-10 месяцам.
8-12 месяцев
В этот период малыш начинает активно пользоваться жестикуляцией, а несвязный лепет «перерастает» в появление конкретных звуков. К году должна начаться стадия речевого развития, когда малыш начинается осваивать настоящую речь, состоящую из повторяющихся звуков (ма-ма, та-та, ба-ба, ня-ня, па-па и т.д.). Какие-то предметы детки могут называть одним звуком, как правило, первым. Например, увидев карандаш, малыш может сказать «ка», указывая пальчиком на канцелярскую принадлежность. Также дети в этом возрасте начинают изучать звуки животных, поэтому, встретив на улице собаку, могут обозначить встречу, проговорив «гав» или «гав-гав».
В этом возрасте с малышом надо активно заниматься, читать сборники детских стихотворений и простые сказки, рассматривать красочные иллюстрации/картинки и, конечно, много и часто разговаривать, проговаривая каждое свое действие и действия ребенка. При этом говорить надо односложно, не наполняя свою речь сложными речевыми конструкциями.
Вообще разговаривать с малышом необходимо с самого рождения. И делать это нужно как можно чаще. Очень хорошо, если мама начнет говорить с ребенком еще на этапе беременности, ведь малыши начинают слышать с 17 недели беременности, а различать речь – с 27 недели.
12-18 месяцев (1 – 1.5 года)
Нормы развития речи у детей в год-полтора включают появление первых простых слов и элементарную коммуникацию с окружающими. В этот период начинает происходить первичное накопление словаря. Малыш уже правильно называет некоторые обиходные предметы и может изъясниться, что он хочет или что ему нужно, применяя, в том числе, жесты и мимику. К 1.5 годам общий запас лексикона ребенка может составлять до 100 слов (с учетом слов, состоящих из 1 слога, например, «я», «ты», «гав», «мяу» и т.д.). Более того, ребенок знает всех из своего близкого окружения (маму, папу, бабу, деда и т.д.) и называет их правильно. А еще малыш с легкостью произносит практически все звуки животных.
18-24 месяца
Словарный запас ребенка к 2 годам достигает 300−400 слов, также появляется первая фразовая речь. Теперь малыш может говорить простыми словосочетаниями (к примеру, «мама, дай»), а речь становится все более связной. На этом этапе родителям необходимо активно заниматься расширением словаря ребенка и упускать этот момент ни в коем случае нельзя, потому что, пуская развитие речи на самотек, возможен резкий откат речевого развития. И встречается это довольно часто.
2-3 года
В этот период происходит активное накопление словарного запаса ребенка. К 3 годам общий лексикон составляет уже от 1000 слов. Расширяется и фразовая речь. Как правило, в этот период большинство малышей начинают говорить односложными предложениями, поддерживая недолгие диалоги.
Согласно нормам развития речи ребенка 3 года, к этому возрасту речь малыша должна стать неотъемлемой частью вербальной коммуникации.
Вот так, всего за 3 года маленький человек практически полностью изучает родной язык. А далее начинается этап его совершенствования.
Дети дошкольного возраста постепенно переходят к более сложным речевым конструкциям, активно используют падежи, правильно произносят единственные и множественные числа, перестают путаться в окончаниях и употребляют в своей речи различные предлоги и союзы. В лексиконе появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. К 5 годам детки осваивают шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Всё это основные нормы развития речи детей дошкольного возраста.
В этот период старайтесь читать как можно больше книг, занимайтесь по тетрадкам, соответствующим ФГОС, и стройте сложные диалоги, отвечая на любые интересующие малыша вопросы.
К нормам развития речи ребенка 5 лет – 7 лет относят появление так называемого словаря обиходных слов, которые ребенок регулярно применяет в своей речи. Теперь подрастающий дошкольник может не просто назвать правильно все предметы, находящиеся в его окружении, но и дать каждому точное описание и/или характеристики. В этом возрасте ребенок с легкостью произносит сложные слова, например, «брошюра», «достопримечательность», «второстепенно» и т.д.
В возрасте 5-6 лет у ребенка крепнут мышцы артикуляционного аппарата. Теперь детки способны легко разбирать слова на слоги, придумывать слова на тот или иной звук и/или букву, а еще они свободно учат и рассказывают выученные наизусть стихотворения.
К 7 годам речь должна быть поставлена полностью, как и все звуки, в том числе, самый сложный звук «Р». На этом этапе основное развитие речи заканчивается. Далее юные школьники лишь пополняют словарный запас, складывая в свою лексиконную копилочку всё больше и больше различных слов родного языка.
Для наглядности мы подготовили специальную таблицу.
Возраст |
Нормы развития |
Что делать |
0-3 мес. |
Появление «гуления», реакция на речь взрослых и окружающие звуки. |
Как можно чаще разговаривайте с ребенком, стимулируйте начало «гуления». |
4-7 мес. |
Появление «лепетной речи» и первых звуков по типу «ма», «па» и т.д. Ребенок начинает откликаться на свое имя. |
Чаще называйте малыша по имени, четко проговаривайте простейшие слоги. |
8-12 мес. |
Использование жестов, появление слов, состоящих из повторяющихся звуков (ма-ма, па-па, ба-ба и т.д.). |
Начинайте читать небольшие детские стихотворения, постоянно разговаривайте с малышом, проговаривая все действия. |
1 – 1.5 года |
Появление первых простых слов, накопление словаря, общий запас которого достигает до 100 слов. |
Начинайте читать детские сказки, совместно рассматривайте книжки с яркими картинками, дословно проговаривая каждую иллюстрацию. Просите ребенка показывать предметы на картинках, стимулируйте к произношению простых слов. |
1.5 – 2 года |
Словарный запас достигает 300−400 слов, появляется первая фразовая речь (словосочетания). |
Продолжайте как можно больше читать малышу и постоянно разговаривайте с ним. Читая стихотворение, останавливайтесь, чтобы ребенок произнес последнее слово. |
2 – 3 года |
Активное накопление словарного запаса ребенка. Общий лексикон составляет уже от 1000 слов. Появление в речи односложных предложений. Речь становится неотъемлемой частью вербальной коммуникации. |
Проводите с ребенком простые диалоги, стимулируйте его к ответам на поставленные вопросы. В случае отсутствия речи к 3-м годам немедленно обратитесь к логопеду! |
3 – 5 лет |
Переход к более сложным речевым конструкциям, использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, освоение шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). |
Следите за правильным произношением звуков и окончаний, поправляйте малыша, если он допустил ошибку. Если есть видимые проблемы в произношении свистящих или шипящих звуков, обратитесь к логопеду-дефектологу. |
5 – 7 лет |
Окончательное формирование речи, постановка всех звуков, включая «Р». Появление в лексиконе сложных слов. |
Продолжайте вести повседневную коммуникацию с ребенком, постепенно включая сложные диалоги и языковые конструкции. Отвечайте на все заданные ребенком вопросы. Следите, чтобы к школе были поставлены все звуки, включая «Р». |
С каждым годом процент детей, нуждающихся в занятиях с логопедом, увеличивается: начиная от «запуска» речи у детей раннего возраста до старших дошкольников, у кого «не стоят» те или иные звуки. Это связано с разнообразными причинами в развитии мозговых структур, а также с началом эпохи электронных гаджетов, когда так или иначе их употребление растет в каждой семье на регулярной основе.
Хороший логопед работает не только с речью ребенка как таковой; грамотный специалист подходит к каждой конкретной задаче комплексно, делая упор, в том числе, и на развитии моторного центра речи (центр П. Брока) и сенсорного центра речи (центр К. Вернике).
Более того, исправить речевые нарушения и/или поставить звуки может только логопед. Без должных навыков провести языковую коррекцию просто невозможно. Поэтому не пренебрегайте посещением специалиста и проведением логопедической диагностики. Особенно эта процедура необходима перед поступлением в школу, потому что имеющиеся речевые проблемы только усугубят усвоение школьных дисциплин (как минимум, письма и чтения).
Родители части задаются вопросом: «Как научить ребенка разговаривать?». Увы, «волшебной» таблетки всё ещё не существует. Единственным и действительно эффективным методом является развитие мозга, а точнее, той его части, которая отвечает за формирование и функционирование речи.
1) С раннего возраста занимайтесь развитием моторики (как мелкой, так и крупной), подключайте сенсорную интеграцию. И говорите: много, часто, постоянно. Ведь речь – это не только навык, сформированный головным мозгом, но и опыт, построенный на практике.
В эпоху электронных гаджетов дети действительно начали говорить позже. Если раньше нормой овладения речью считался рубеж в 2 года, сегодня эта норма отодвинулась ровно на год – теперь «разговориться» малыш должен до 3 лет.
2) Следите за общепринятыми нормами, следуйте рекомендациям логопедов, однако помните, что в каждом конкретном случае всё может быть индивидуально. Нормы могут незначительно сдвигаться или различаться, поэтому обращайте внимание и на общее развитие ребенка.
3) Обязательно читайте своему малышу в любом возрасте: сборники стихотворений, сказки, повести. Стройте диалоги, общайтесь, всячески коммуницируйте. И постарайтесь максимально отодвинуть сроки знакомства ребенка с электронными девайсами.
4) Смотрите на развитие речи в более обширном временном промежутке. Бывает, что словарный запас ребенка в 1.5 года не достигает и 50 слов, а к 2 годам малыш начинает прекрасно разговаривать предложениями.
Однако, если регулярная речь все-таки не появилась к 3-м годам, не пренебрегайте посещением специалистов – в этом случае ребенку нужна помощь профессионалов!
То же самое касается различных нарушений речи после 3-х лет. Если Вы видите проблемы в звукопроизношении, обратитесь к логопеду. Иногда один курс с грамотным специалистом творит чудеса!
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.
Специалисты Центра «Альтера Вита» предоставляют высококачественную нейропсихологическую, логопедическую и психологическую помощь, обеспечивая в каждом случае индивидуальный подход.
Главная задача нашей работы - это результат, и мы его добиваемся.
Каждый день мы помогаем семьям, и для нас это не просто работа, а призвание!
Подробнее