Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Подготовка руки к письму: упражнения и рекомендации. Советы детского нейропсихолога
/ Подготовка руки к письму: упражнения и рекомендации. Советы детского нейропсихолога

Подготовка руки к письму: упражнения и рекомендации. Советы детского нейропсихолога

Подготовка руки к письму: упражнения и рекомендации. Советы детского нейропсихолога

Наиболее распространенные трудности школьного обучения, с которыми сталкиваются юные ученики, - это различные виды дисграфии, т.е. нарушение письма. Обычно дисграфия проявляется несколькими симптомами, и один из них – это плохой почерк у ребенка. По статистике, примерно 60% первоклассников сталкиваются с таким нарушением письма в разной степени.

Исправить проблемы с письмом у ребенка можно. Во-первых, чтобы снизить риски появления дисграфии, необходимо начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте. Во-вторых, если нарушение уже дало о себе знать, не стоит пренебрегать помощью профессионалов – детских нейропсихологов.

Проблемы с письмом и плохой почерк у ребенка

Несмотря на то, что проблемы с письмом напрямую относятся к речи и ее развитию, причины плохого почерка практически всегда связаны с нарушениями центрального отдела нервной системы – мозга. Таким образом, многие родители ошибочно думают, что вопросами коррекции письма должен заниматься логопед, однако на самом деле помощь оказывает непосредственно детский нейропсихолог. Именно нейропсихология, в частности,занимается изучением различных поражений коры головного мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.

Второй миф, касаемый развития письменной функции, - это ошибочное мнение, что подготовку к письму надо начинать за год до предполагаемого поступления в 1 класс, а для занятий необходимы только прописи. Увы, это не так.

На самом же деле подготовка к письму – это долгий и многоэтапный процесс, поэтому начинать его необходимо как можно раньше. Так, с младенчества особое внимание надо уделять развитию моторики. Именно с нее начинается запуск всех речевых функций, в том числе и дальнейшая функция письменной речи. Помните, что мелкая моторика - подготовка руки к письму.

Следующий этап – это ежедневные занятия, направленные на развитие всех органов чувств. Особое внимание надо уделить зрительной, слуховой, артикуляционной функциям, а также вестибулярному и опорно-двигательному аппаратам. Согласно современной статистике, у детей предшкольноговозраста слабо развиты мышцы рук, затруднена координация движений, незавершено окостенение запястий и фаланг пальцев, а зрительная и двигательная функции находятся в разной степени развития. Также отмечается, что у детей 5-6 лет недостаточно сформированы способности к оценке пространственных различий, а сам процесс письма вызывает особые трудности в виде чрезвычайного перенапряжения. По данным различных исследований, достаточный уровень развития ЦНС и мышц достигается к 7 годам. Это одна из причин, почему крайне нежелательно отдавать ребенка в школу ранее этого возраста, чтобы не давать излишнюю нагрузку на еще неокрепшую письменную функцию.

Исходя из вышесказанного, овладение навыком письма требует не столько прямой подготовки к данному виду деятельности, сколько общего развития высших психических функций и всех органов чувств.

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Итак, для того, чтобы полноценно подготовить ребенка к письменной речи, необходимо, прежде всего, развивать моторику (и крупную и мелкую), причем с первых лет жизни малыша. Чем лучше у ребенка развита моторная функция, тем проще ему дастся овладение письмом. Но на что еще обратить внимание, и как определить уровень готовности к воспроизведению графических навыков?

Если Ваш ребенок достиг 6-летнего возраста, обратите внимание на:
1. Правильный захват канцелярских принадлежностей рукой.

2. Скорость воспроизведения графических элементов. Например, как быстро малыш способен разукрасить геометрическую фигуру или обвести контуры изображения, в т.ч. цифр, букв.

3. Специфику положения рук, осанки.

4. Усидчивость и концентрацию. К этому возрасту ребенок способен концентрироваться на занятии не менее 30 минут.

5. Интерес малыша к письменным заданиям.

6. Способность к зрительному анализу. Ребенок должен сам уметь находить нечеткости и ошибки.

Присмотритесь к тому, как малыш выполняет различные задания. Ребенок готов к письму, если он:
- уверенно и достаточно быстро штрихует;
- обводит изображения чётко по контуру;
- раскрашивает, не выезжая за края;
- может аккуратно вылепить даже самые мелкие детали.

Также можно выполнить с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развит у малыша навык письма.

1. Попросите нарисовать круг и покажите на другом листе бумаги образец, какую окружность вы хотели бы видеть. Если кисть руки ребенка развита слабо, то, скорее всего, вместо круга получится овал, круг выйдет слишком маленького размера или линия будет прерывистой, угловатой и неровной.

2. Предложите ребенку заштриховать элемент простого предмета (например, фрукт или овощ) прямыми линиями, не выходя за границы изображения. Если рука недостаточно хорошо развита, то штриховка будет разнонаправленной или не будут соблюдены границы рисунка.

Также специалисты выделяют три вида готовности письма у дошкольников:

1.    Развитие фонематической функции (умение различать звуки и сопоставлять их с буквами).

2.    Развитие графической функции (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры).

3.    Технический (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями по назначению).

 

Подготовка руки к письму: нейропсихологические упражнения

Рассмотрим основные упражнения, направленные на развитие мышц рук, а также тех участков мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.

Для детей раннего возраста используйте различные игры с крупами и бобовыми. Здесь можно экспериментировать и придумывать разные упражнения в зависимости от возраста. Например, перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек или различных фигур и/или узоров (для малышей постарше), бросание в отверстие и т.д.

Также хороши игры с юлой и волчком.Эти 2 незамысловатые игрушки отлично укрепляют кисти рук и тренируют правильный захват.

В нужном векторе работают и взаимодействия с кинетическим песком, мозаикой, шнуровкой, конструкторами, мелкими деталями. Обязательно занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, позже – аппликацией.

Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой, тем более такие упражнения подходят даже самым маленьким детям и очень им нравятся. Начинать гимнастику лучше с массажа рук: сначала массируются кончики пальцев, затем– фаланги; далее – поглаживания, легкие пощипывания кистей; потом – растирание ладошек и запястьев. Также можно использовать массажные мячики и су-джок массажеры. Пальчиковые игры бывают самые разные, они развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными.

Не забывайте про повседневные бытовые занятия. Согласно системе Монтессори, они наилучшим образом сказываются на развитии различных функций, в т.ч. на подготовку руки к письму. Полив цветов, уход за обувью, уборка и т.д. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

 

Упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников:

- Например, рисование, раскрашивание, штриховки, техника оригами и аппликация способствуют развитию двигательной функции, мелкой моторики, аккуратности, координации и точности движения рук.

- Тактильное письмо –написание букв или цифр на песке, манке и т.д.–развивает тактильные коммуникации, память и воображение.

- «Шершавый» алфавит. Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.

- Музыкальные инструменты.Игра на барабанах отлично тренирует мышцы рук, а игра на синтезаторе способствует развитию пальцев.

- Лепка. Полезно лепить буквы, цифры, фигурки с мелкими деталями, предметы из разных материалов: глина, пластилин, тесто и пр. Ребенок развивает моторику, получает тактильные ощущения, развивает пространственные представления и воображение, формирует образ буквы и цифры.

- Игры на слуховое восприятие. Упражнение включает в себя рисование по клеточкам под диктовку (графический диктант). Взрослый говорит, например, «две клеточки вверх, одна вправо, пять – влево». Ребенок приводит линии согласно услышанному. В итоге получается какое-либо задуманное изображение. Такое упражнение готовит руку к письму, развивает внимание, пространтсвенные представления, мышление и воображение ребенка.

- Прописи для дошкольников. Это один из конечных этапов для подготовки к письму. Обратите внимание, что малыш должен быть физически и эмоционально готов к письменной деятельности, ведь прописи являются непосредственным началом письма.

- Физическая активность. Различные игры на свежем воздухе, игры с мячом, прыжки на скакалке или батуте – всё это развивает опорно-двигательный и вестибулярный аппараты, а, значит, координацию, что полезно для будущегонавыка письма.

Помимо вышеперечисленного, не забывайте про упражнения, направленные на развитие других функций и органов чувств, потому что все они друг с другом тесно взаимосвязаны.

 

Совет родителям от детского нейропсихолога

Подготовка руки к письму – достаточно долгий процесс, зависящий от общего развития малыша, – это важно помнить каждому родителю. Поэтому старайтесь развивать ребенка с малых лет в разных направлениях. Не запрещайте ему познавать мир и быт, даже если вам это не очень нравится. Под чутким присмотром взрослого давайте малышу изучать, трогать, рассматривать всё, что вызывает у него интерес и не подвергает жизнь и здоровье опасности. Не требуйте от ребенка невозможного. Так, подготовка руки к письму 4 года посредством прописей – в корне неправильный подход.

Если занимаетесь дома, постарайтесь проводить занятия в интерактивной форме и с перерывами на отдых. Начинайте с тех упражнений, которые больше нравятся ребенку. При этом занятия должны быть регулярными – каждый день по 15-20 минут для подготовки к письму 5 лет и 25-30 минут для подготовки к письму 6 - 7 лет.

Проводя подготовку, помогайте малышу, не оставляйте его одного наедине со сложным для него заданием. И обязательно хвалите за успехи и старание. Если понимаете, что подготовка к письму вызывает у ребенка сложности, эмоциональный негатив или же осталось мало времени до поступления в школу, не пренебрегайте помощью специалистов. Пройдя курс нейропсихологических занятий, вы точно заметите положительную динамику и далее сможете самостоятельно заниматься с ребенком.


назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить