Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов
В школьные годы у детей часто возникают трудности: проблемы в общении со сверстниками и учителями, низкая успеваемость, сложная обучаемость, школьная дезадаптация. Бывает, родители не замечают проблем ребенка в силу занятости, да и сами дети редко просят помощи, несмотря на то, что очень нуждаются в ней. Именно поэтому родителям важно быть чуткими и внимательными по отношению к своим детям, своевременно решать их проблемы, помогать в различных делах, чтобы впоследствии ребенок вырос уравновешенной и целостной личностью.
В этой статье рассмотрим основные трудности психологического, логопедического или нейропсихологического характера, с которыми ребенок может столкнуться в школе.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Невнимательность, неусидчивость, низкая концентрация внимания
Невнимательный ребенок в школе с точки зрения психологии – это ученик с нарушением концентрации внимания на каком-либо действии или предмете (дисциплине). Как правило, если ребенок не успевает за темпом работы в классе, долго делает домашние задания, постоянно отвлекается сам и отвлекает одноклассников, не с первого раза слышит обращенную к нему просьбу, это говорит о низком уровне концентрации внимания из-за снижения уровня нейродинамики.
Признаками невнимательности могут являться:
- Низкая концентрация (ребенок постоянно отвлекается в классе, либо при выполнении домашних заданий, быстро переключает внимание на мелкие раздражители (посторонние звуки, изображения) с потерей качества выполняемого действия и т.п.).
- Забывчивость (например, часто теряются вещи).
- Невнимательность при выполнении бытовых действий (путаются цифры в задачах, пропускаются пуговицы при застегивании одежды и т.д.)
Из-за чего же так происходит? Существует множество факторов, влияющих на снижение концентрации, одними из них являются: эмоциональное напряжение ребенка, тревожность, чрезмерная нагрузка, внешние факторы (жара, холод), дискомфорт и, конечно же, мобильные гаджеты. Помимо этого, часто за невнимательностью скрывается недоформированность 1 и 3 блоков мозга, которые как раз отвечают за уровень общей работоспособности и осуществление функции контроля за собственной деятельностью.
При выявлении данной проблемы необходимо не только устранить причину, но и стабильно заниматься с ребенком, развивая функции головного мозга. Существует множество игровых методик, воздействующих на участки мозга, что, соответственно, будет повышать концентрацию внимания у ребенка.
Детский нейропсихолог может провести нейродиагностику, выявить первопричины низкой концентрации внимания у ребенка и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию.
У ребенка трудности в письме и/или чтении
Если у ребенка наблюдаются регулярные характерные трудности в письме и/или чтении, часто они вызваны конкретным расстройством – дисграфией или дислексией. Однако не стоит паниковать, так как такое явление довольно часто встречается среди учеников начальных классов, но и пускать ситуацию на самотек - тоже нельзя.
Причины данных трудностей чаще могут быть связаны с:
- нарушениями или особенностями в развитии нервной системы,
- недоформированностью определенных блоков мозга и, как следствие, задержками в развитии моторной сферы (крупная и мелкая моторика) и психических функций, например, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и пр.
Симптомы проблем с письмом, как правило, начинают проявляться еще в начале школьного обучения, а наиболее заметны становятся с увеличением нагрузки. Чем раньше родители заметят это, тем быстрее помогут ребенку избавиться от данных трудностей и не упустить школьную программу, а также сделать процесс обучение легче и интереснее.
На что стоит обратить внимание? Если ребенок плохо пишет, делает много ошибок в написании и прочтении букв, слогов и слов (зеркалит, заменяет слоги местами, пишет звук, а не букву и пр.); знает правила, но не может их применить; пишет как «курица лапой» - всё это - первые тревожные звоночки, которые указывают родителям на то, что ребенку нужна помощь специалистов!
Проблемы с чтением также не стоит игнорировать. Это очень важный процесс, от которого во многом зависит успешность в изучении разных дисциплин. Например, если ребенку трудно правильно прочесть и понять условия математической задачи, то и выполнить ее без ошибок он не сможет. Последствия дислексии могут проявляться и в трудностях с пониманием прочитанного и в сокращении читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.
Часто чтение и письмо для детей с дислексией - это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.
Справиться с первопричинами дисграфии и дислексии поможет нейропсихолог и/или логопед-дефектолог. Часто эти специалисты совместно работают с ребенком по определенным образом составленной программе.
У ребенка плохой почерк
Отдельной проблемой можно выделить плохой почерк (неразборчиво пишет, не соблюдает границы строк и т.д.). Причиной могут быть следующие факторы:
- неврологические проблемы (ДЦП, эпилепсия и пр.);
- леворукого ребенка переучили писать правой рукой;
- плохо развита моторика (крупная и мелкая);
- мышечные зажимы, в частности в кисти руки;
- задержки в развитии.
Что делать? Нейропсихолог поможет определить, с чем именно связана данная сложность и подскажет верный путь решения вопроса. При необходимости проведет курс занятий по устранению причин данного явления. Для детей дошкольного возраста существуют специальные упражнения, направленные на развитие двигательной сферы и моторики, предотвращение появления зажимов и подготовки руки к письму.
Ребенку сложно запомнить стихи или любую другую информацию
Плохая память – то, что лежит на поверхности. Но часто за тем, что мы называем «плохой памятью» может скрываться совсем иная причина. Например, у ребенка могут быть трудности с вниманием - тогда он просто не может сконцентрироваться на запоминании материала, память же в данном случае как раз может быть развита абсолютно нормально.
Опять же, в данном случае необходима консультация нейропсихолога для того, чтобы выяснить точные причины трудностей в запоминании информации.
Кто такой детский нейропсихолог, и как он может помочь в решении проблем в школьном обучении?
Это специалист, который знает особенности развития мозга, может с помощью нейропсихологической диагностики установить соответствие уровня развития психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и пр.) возрастным нормативам, выяснить причины возникновения тех или иных сложностей и дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
В случае необходимости нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий и проведет курс коррекционно-развивающих занятий по устранению выявленных трудностей. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, элементы сенсорной интеграции, телесноориентированной терапии, кинезиологии, которые проводятся в игровой форме.
Если вы наблюдаете у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не откладывайте проблему в долгий ящик, где она обрастет еще большими проблемами, а обратитесь к специалисту, который поможет стать Вашему ребенку успешнее во всех сферах жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
Ребенок отстает в школе
Говоря про успеваемость, речь не всегда идет только про оценки или баллы. В действительности важно, чтобы ребенок получил и усвоил полезные знания и навыки, а не просто «пятерки» в электронном дневнике. Зачастую родители и преподаватели обвиняют детей в лени и нежелании учиться, но причины школьной неуспеваемости могут крыться в эмоциональном состоянии ребенка, связанном с разными причинами:
- отсутствие интереса к обучающей программе;
- конфликты с учителями и другими учениками;
- давление со стороны сверстников;
- психологическая напряженность, связанная с конфликтами в семье;
- отсутствие/падение мотивации;
- внутренние переживания;
- проблемы с усвоением материалов
В данном случае первым делом необходимо поговорить с ребенком, попытаться выявить причину и понять, с чем связаны у ребенка проблемы в школе, и, соответственно, помочь ему их решить. Если вы осознаете, что причина школьной неуспеваемости вызвана эмоциональным неблагополучием ребенка, и она не решается своими силами, то стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет ребенку пережить возникшие трудности, выровнять эмоциональный фон и вернуть интерес к учебе.
Проблемы со сверстниками
К сожалению, проблемы со сверстниками – очень распространенное явление в наше время. Давайте разберемся, что может мешать Вашему ребенку легко общаться и коммуницировать с другими детьми?
- ребенок стеснительный, неуверенный в себе;
- у ребенка плохо развиты социальные навыки общения;
- агрессия со стороны ребенка или сверстников, буллинг;
- непонимание в семье, сложные отношения с родителями;
- нарушения или отклонения в психическом развитии.
Если у ребенка проблемы со сверстниками, прежде всего, родителям стоит направить все силы на поддержку своего чада в этой непростой для него ситуации. Необходимо выявить истинную причину и проработать её. Ни в коем случае не пренебрегайте консультацией специалиста – детского психолога.
Проблемы с адаптацией
Адаптация в школе – это важный процесс привыкания ребенка к новой социальной среде. Длительность этого периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.
Привыкнуть к новому распорядку дня, новым правилам и коллективу – задача не из легких даже для взрослого, что уж говорить о маленьких детях! Крайне важно поддержать ребенка в это нелегкое для него время. Проблемы со школьной адаптацией чаще всего встречается у:
- гиперактивных детей,
- детей с повешенной утомляемостью,
- детей с психологическими особенностями,
- детей с неврологическими и психиатрическими диагнозами,
- детей, имеющих задержки в развитии.
Не требуйте от ребенка многого, постарайтесь максимально поддерживать его и больше проводить время вместе. Мотивируйте и поощряйте за школьные успехи. Помогите ребенку оптимально распределить время, составьте расписание дня, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Станьте для него опорой в этот период. На этапе адаптации не добавляйте в график ребенка новых обязанностей, кружков и секций – лучше отложить введение дополнительного образования на более позднее время.
Проблемы с поведением
При переходе в новое учебное заведение, а также по мере взросления, у ребенка может появиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенной школьной дезадаптацией (сокращённо ПШД).
ПЩД, как правило, характеризуется:
- пассивным поведением;
- конфликтностью со сверстниками и учителями;
- повышенной эмоциональностью;
- эмоциональной неустойчивостью;
- неадекватностью действий, аморальным поведением, агрессией по отношению как к людям, так и к животным;
- частым пропуском уроков.
Проблемы с поведением чаще всего встречаются у детей с дефицитом внимания и любви в семье. Даже психически здоровый ребенок в такой ситуации может начать бунтовать и вести себя агрессивно, поэтому важно, в первую очередь, начать с отношений внутри семьи. При данном нарушении у ребенка лучше всего обращаться за помощью к детскому психологу.
Проблемы в общении с учителями
Поводом для конфликтов между учениками и учителями могут быть совершенно разные ситуации, например:
- низкая успеваемость ученика;
- несоответствие уровня знаний ребенка и школьной программы;
- борьба за авторитет между учеником и учителем;
- некомпетентность учителя;
- проблемы в семье ребенка;
- личностные особенности учителя и ребенка и пр.
Если у ребенка проблемы с учителем, родителям необходимо понять причину данного недопонимания и помочь ее устранить.
Школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста в условиях учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего нарушение встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также в средних и старших классах. Впоследствии, если не предпринимать должных мер, школьная дезадаптация полностью отбивает у ребенка желание учиться и в принципе посещать учебное заведение.
Школьная неуспеваемость является одним из последствий дезадаптации ребенка, которую также называют нарушением развития и поведения.
Почему у ребенка может возникнуть школьная дезадаптация?
- недостаточный контроль поведения ученика;
- низкий уровень подготовки ребенка;
- низкий уровень интеллектуальных навыков;
- неспособность подстроиться под темп программы;
- пробелы в школьной программе/отдельных дисциплинах;
- психологические и неврологические особенности.
Конечно, не стоит забывать о влиянии семьи на психическое состояние ребенка. Непонимание, конфликты и давление негативно влияют на общее развитие и мироощущение детей. Все эти факторы напрямую отражаются на учебной деятельности ребенка. К такой проблеме, как школьная дезадаптация, лучше всего привлекать детского психолога и нейропсихолога.
Как помочь? Рекомендации психолога
Если Вы замечаете, что у ребенка проблемы в школе, он подавлен, замкнут или, напротив, чрезвычайно импульсивен, в первую очередь необходимо проанализировать Ваши отношения в семье. Конечно, в доме должны царить гармония и спокойствие. Очень важно вести диалог со своими детьми, узнавать о новостях в их жизнях, постараться стать для ребенка другом, несмотря на разницу в возрасте. Выявляйте и принимайте причины тревожностей, окружайте заботой и любовью, уделяйте время своим детям! Обычно дети редко рассказывают о своих проблемах, так как боятся осуждения и непонимания со стороны родителей. Поэтому Вам, как родителям, необходимо:
- Выстраивать доверительные отношения с ребенком. Доверие в семье – первый шаг к успешному построению взаимоотношений детей и родителей. Ребенку важно понимать, что родителям можно доверять, рассказывать им о своих проблемах и не ждать осуждения в ответ.
- Поговорить, узнать о его переживаниях, успокоить и поддержать, если это требуется. Объясните ребенку, что любая проблема требует решения, и Вы всегда готовы ему помочь, Вы всегда на его стороне. Однако, если на протяжении нескольких лет родитель выступал доминантом, данные перфомансы, скорее всего, не дадут никаких результатов. Здесь потребуются некоторое время и усилия с Вашей стороны, чтобы изменить ситуацию.
- Обратиться к специалисту – детскому психологу – за первичной консультацией или на несколько сеансов для решения той или иной психологической проблемы.
Кто такой детский психолог, и почему он точно поможет Вам и Вашему ребенку?
Детский психолог – это профессионал в области детской психологии, который специализируется на решении психологических трудностей у детей. Следует знать, что психика детей в школьные годы очень неустойчива (сначала адаптация, далее – переходный возраст) и легко поддается травмам, которые могут остаться с ними на всю жизнь, повлияв на целостное формирование личности, поэтому решать детские проблемы важно и нужно! Одной помощью родителей зачастую, к сожалению, не обойтись.
Детский психолог поможет ребенку решить личностные и внешне ситуативные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкая самооценка, низкая успеваемость, проблемы с социализаций, отсутствие контакта с учителями и сверстниками и т.д. Список проблем разнообразен, и если у Вашего ребенка наблюдаются какие-либо эмоциональные трудности, то настоятельно рекомендуем отнестись к вопросу детского психического здоровья крайне серьезно, не пренебрегая помощью специалистов!
Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.