Центр детской нейропсихологии и гармоничного развития
Самооценка ребенка: способы развития адекватной самооценки у ребенка. Советы психолога
/ Самооценка ребенка: способы развития адекватной самооценки у ребенка. Советы психолога

Самооценка ребенка: способы развития адекватной самооценки у ребенка. Советы психолога

Самооценка ребенка: способы развития адекватной самооценки у ребенка. Советы психолога

Правильная самооценка – важное качество каждого человека, которое влияет на формирование и становление личности, а также – в более зрелом возрасте – на качество жизни и собственное мироощущение в социуме. При конкретных проблемах в оценке личности (если самооценка завышена или занижена) человек подвергается серьезным психологическим нарушениям, плохо взаимодействует с обществом и имеет искаженное мировосприятие, что губительно сказывается на различных областях жизнедеятельности человека. В этой статье психологи Центров детской нейропсихологии «Альтера Вита» разберут условия формирования самооценки ребенка и расскажут, как помочь ребенку поднять самооценку.

Этапы формирования самооценки ребенка

Самооценка не дается человеку при рождении; ее становление – это долгий, многолетний процесс, начинающийся в раннем возрасте и заканчивающийся в подростковом. Однако важно отметить, что предпосылки к формированию самооценки появляются еще в утробе матери. Так, эмоциональная связь мамы и ребенка давно доказана многими учеными. Любые переживания беременной женщины, нестабильный эмоциональный фон и стрессы непосредственно влияют на формирование нервной системы плода. Именно поэтому образ жизни мамы во время беременности создает фундамент для дальнейшего развития ребенка и становления базовых свойств его личности, в том числе и самооценки. Более того, если беременность была запланированной и желанной, мама с радостью вынашивала малыша, разговаривала с ним и пребывала в состоянии покоя и счастья, клеточная память плода фиксирует данный факт, и это также влияет на дальнейшее формирование важных личностных качеств.

Первый этап зарождения самооценки – с рождения до полутора лет. Этот период знаменуется тактильным, когда малыш познает окружающую среду посредством осязания. Очень важно на данном этапе оказывать ребенку максимальную заботу, показывать любовь родителей, чтобы у него на подсознательном уровне формировалось понимание, что он значим, важен и нужен.

Немаловажным этапом считается формирование самооценки у детей дошкольного возраста. В этот период малыши активно познают мир и себя в этом мире. У них появляются первые навыки коммуникации, расширяется круг лиц в социуме и т.д. Детям до 3-4 лет по-прежнему важна реакция близких на их действия и поведение. На данном этапе ни в коем случае нельзя критиковать ребенка, ругать за проступки, кричать и сравнивать его с другими детьми. К этому возрасту необходимо пройти первый этап сепарации, чтобы дать ребенку почувствовать себя самостоятельной личностью со своим мнением, желаниями и возможностью нести ответственность за какие-либо действия.

Чуть позже, в старшем дошкольном возрасте, ребенку необходимо чувствовать себя нужным не только дома, но и в обществе. Теперь ему важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться, беспричинно обижает и т.д. Анализируя различные ситуации, ребенок начинает искать причины в себе. Именно поэтому очень важно объяснять ребенку любые жизненные нюансы и минимизировать неоправданное чувство вины, которое будет периодически возникать вследствие негативных явлений в социуме. 

Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста – основной этап становления личностных качеств. У ребенка появляется интерес к трудовым процессам и к достижению результатов. Теперь ему важно, как его действия и личность в целом оценивают другие члены коллектива. На данном этапе необходимо не допускать травли и буллинга со стороны сверстников. Также важно поддерживать ребенка в любых начинаниях, принимать интересы и хобби, даже если они кажутся несерьезными или эксцентричными.

Формирование самооценки у ребенка проходит поэтапно, и завершающий – финальный – период – это подростковый возраст. В 14-16 лет молодые люди уже знают себе цену, однако внешние факторы и окружение по-прежнему влияют на становление личности. Губительными могут оказаться и излишние стрессы на фоне экзаменов, а также адаптации в высшем учебном заведении или при смене привычного коллектива.

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?

Чтобы начать работу над формированием адекватной самооценки ребенка, родителям необходимо точно понять, на каком уровне она находится сейчас.

К заниженной самооценке относятся следующие признаки:
- неуверенность в себе;
- нерешительность;
- излишняя застенчивость;
- чрезмерная осторожность;
- ведомость;
- зависимость от чужого мнения или неадекватная реакция на него;
- проявление социопатии.

К завышенной:
- избалованность;
- буллинг в отношении сверстников;
- нарциссизм;
- «командирский» тон в речи;
- неадекватная реакция на критику;
- отсутствие чувства вины и желания признавать свои ошибки;
- отсутствие альтруистических инстинктов.

Если малыш еще маленький, и в Ваших целях стоит формирование адекватной самооценки ребенка на этапе ее зарождения, то придерживайтесь основного принципа: в меру похвалы, в меру критики. В ваших взаимоотношениях с ребенком не должно быть чего-то больше, пропорционально распределяйте позитивные и негативные оценки действиям малыша. Прививайте трудолюбие, уважение к окружающим, а помощь ближнему должна стать неотъемлемой преференцией. Учите ребенка соизмерять свои силы и реальные возможности, амбиции не должны преобладать над здравым смыслом. Дарите максимум внимания, теплоты и заботы своему малышу, он должен чувствовать себя важным и нужным, а также понимать, что у него всегда есть плечо, на которое можно опереться по жизни.

На чем еще сделать упор, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка?
1. Научите малыша видеть баланс во всем, отличать хорошее от плохого, позитивное и несущее добро от общего и точечного негатива.
2. Дайте ребенку свободу выбора. Он – личность, независимо от возраста.
3. Не кричите на своего ребенка. Брань только по делу и не на повышенных тонах. Придерживайтесь конструктивному диалогу.
4. Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать.
5. Научите ребенка говорить «нет» и доходчиво объясните, в каких случаях необходимо пользоваться этой отрицательной частицой.

Особенности формирования самооценки ребенка

Основная особенность формирования самооценки ребенка – это ее периодизм, где к каждому этапу надо подходить с особым вниманием и пониманием. Самый сложный период формирования самооценки – школьный возраст, когда ребенок сталкивается с массой негативных моментов, в том числе и по отношению к себе. Так, например, резкое снижение самооценки наблюдается у школьников младших классов – большое количество запросов по типу «как поднять самооценку ребенку 7, 8, 9 лет» поступает к детским психологам от родителей. Также стоит отметить и начало переходного возраста – часто у подростков происходит резкое и беспричинное снижение самооценки на фоне гормональной перестройки организма и шаткого эмоционального фона. А мы вновь фиксируем обращения родителей с запросом «как поднять самооценку ребенку 10+ лет».

Способы коррекции детской самооценки

Как правило, заметить нарушение самооценки ребенка не так просто. Зачастую это происходит уже в запущенном случае, когда меняются поведенческие факторы. Более того, восстановить баланс в домашних условиях практически нереально. В данном случае требуется посещение психолога для проведения психотерапии. Однако родители тоже должны участвовать в коррекции. Что действительно важно, и как поднять самооценку и уверенность ребенку?


1. Первым делом необходимо наладить обстановку в семье, минимизировать раздражающие факторы, создать гармоничную микросреду.

2. Наладить взаимодействие с ребенком, проявить внимание к его проблемам, стать опорой и крепким плечом.

3. Пересмотреть способы воспитания, выявить подавляющие методы и отказаться от них.

4. Дать ребенку максимум общения и обратной связи по любому вопросу.

5. Выявить слабые и сильные стороны ребенка. Сделать акцент на последних и развивать их.

6. Определить интересы ребенка, дать возможность развиваться в той или иной сфере. Найти хобби и увлечения, поддержать начинания.

7. Определить уровень влияния окружения и познакомиться с кругом общения своего ребенка. Вполне возможно, нынешний коллектив негативно влияет на вашего ребенка. В таком случае необходимо сменить окружение, показав, что предложенная Вами альтернатива действительно лучше.  

8. Если ранее Вы придерживались тотального контроля и гиперопеки, необходимо в срочном порядке пройти этап сепарации и дать ребенку свободу выбора и возможность самому нести ответственность за свои поступки.

9. Во всем придерживайтесь баланса и помните: ребенок – самостоятельная личность, а вы – друг, не цербер. При этом не должно быть индифферентности и флегматичности по отношению к своему ребенку.  

10. Не пренебрегайте посещением специалиста – детского психолога. Курс коррекции станет реальной панацеей при таких психологических расстройствах, как нарушение самооценки.

Как поднять самооценку ребенку? Рекомендация родителям от детского психолога

Если самооценка Вашего ребенка явно занижена, не стоит сразу же впадать в панику. Любые психологические нарушения можно исправить, особенно у детей, когда нервная система еще достаточно гибкая и легко поддается коррекции. К тому же помните, что формирование самооценки еще не завершено, и теперь многое зависит от дальнейших действий, в том числе – ваших. Итак, как поднять самооценку ребенку?

1.    Дайте право на личное мнение. Разрешите думать самостоятельно и нести ответственность самому.

2.    Уважайте индивидуальность, даже если она идет в разрез с вашей.

3.    Не сравнивайте с другими людьми, особенно со сверстниками.

4.    Не критикуйте, особенно по пустякам.

5.    Дарите любовь и внимание. Конечно же, в меру.

6.    Общайтесь. Много и часто. Станьте тем самым другом, с кем можно поделиться чем угодно.

7.    Позвольте делать ошибки и «наступать на грабли».

8.    Устраните все источники угнетения.

9.    Не говорите о ребенке в третьем лице.

10.  Хвалите ребенка. Опять же – много и часто. За любое хорошее действие.

11.  Позвольте ребенку выплеснуть эмоции и научите с ними справляться.

12.  Поддерживайте ребенка всегда и во всем.

13.  Не требуйте слишком много и не завышайте планку.

14.  Поощряйте за любые успехи и достижения.

15.  Расскажите, что в жизни есть место и успеху, и неудачам, а любую трудность можно преодолеть.

Если понимаете, что не справляетесь собственными силами, не пренебрегайте посещением специалиста – обратитесь к детскому психологу! В случае с заниженной самооценкой лучшим решением станет проведение коррекции под руководством профессионала. Выровнять самооценку, сделав ее адекватной, действительно необходимо, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью с умеренной, но такой важной любовью к себе.

назад к списку

Часы работы

Ежедневно
9:00 – 20:00
Многоканальный телефон 8 (499) 455-40-07

Отправьте заявку и наши администраторы ответят вам на все вопросы в самое ближайшее время

Почему выбирают нас?

Сильные специалистыСильные специалисты
Комфортная и дружелюбная атмосфераКомфортная и дружелюбная атмосфера
Сопровождение методистомСопровождение методистом
Высокая результативостьВысокая результативость
Авторские разработки (пособия, игры)Авторские разработки (пособия, игры)
Система контроля качестваСистема контроля качества
Подробнее

Записаться на первую встречу

Наши администраторы свяжутся с вами и ответят на все вопросы

Удобный Вам филиал
Отправить