Правильная самооценка – важное качество каждого человека, которое влияет на формирование и становление личности, а также – в более зрелом возрасте – на качество жизни и собственное мироощущение в социуме. При конкретных проблемах в оценке личности (если самооценка завышена или занижена) человек подвергается серьезным психологическим нарушениям, плохо взаимодействует с обществом и имеет искаженное мировосприятие, что губительно сказывается на различных областях жизнедеятельности человека. В этой статье психологи Центров детской нейропсихологии «Альтера Вита» разберут условия формирования самооценки ребенка и расскажут, как помочь ребенку поднять самооценку.
Самооценка не дается человеку при рождении; ее становление – это долгий, многолетний процесс, начинающийся в раннем возрасте и заканчивающийся в подростковом. Однако важно отметить, что предпосылки к формированию самооценки появляются еще в утробе матери. Так, эмоциональная связь мамы и ребенка давно доказана многими учеными. Любые переживания беременной женщины, нестабильный эмоциональный фон и стрессы непосредственно влияют на формирование нервной системы плода. Именно поэтому образ жизни мамы во время беременности создает фундамент для дальнейшего развития ребенка и становления базовых свойств его личности, в том числе и самооценки. Более того, если беременность была запланированной и желанной, мама с радостью вынашивала малыша, разговаривала с ним и пребывала в состоянии покоя и счастья, клеточная память плода фиксирует данный факт, и это также влияет на дальнейшее формирование важных личностных качеств.
Первый этап зарождения самооценки – с рождения до полутора лет. Этот период знаменуется тактильным, когда малыш познает окружающую среду посредством осязания. Очень важно на данном этапе оказывать ребенку максимальную заботу, показывать любовь родителей, чтобы у него на подсознательном уровне формировалось понимание, что он значим, важен и нужен.
Немаловажным этапом считается формирование самооценки у детей дошкольного возраста. В этот период малыши активно познают мир и себя в этом мире. У них появляются первые навыки коммуникации, расширяется круг лиц в социуме и т.д. Детям до 3-4 лет по-прежнему важна реакция близких на их действия и поведение. На данном этапе ни в коем случае нельзя критиковать ребенка, ругать за проступки, кричать и сравнивать его с другими детьми. К этому возрасту необходимо пройти первый этап сепарации, чтобы дать ребенку почувствовать себя самостоятельной личностью со своим мнением, желаниями и возможностью нести ответственность за какие-либо действия.
Чуть позже, в старшем дошкольном возрасте, ребенку необходимо чувствовать себя нужным не только дома, но и в обществе. Теперь ему важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться, беспричинно обижает и т.д. Анализируя различные ситуации, ребенок начинает искать причины в себе. Именно поэтому очень важно объяснять ребенку любые жизненные нюансы и минимизировать неоправданное чувство вины, которое будет периодически возникать вследствие негативных явлений в социуме.
Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста – основной этап становления личностных качеств. У ребенка появляется интерес к трудовым процессам и к достижению результатов. Теперь ему важно, как его действия и личность в целом оценивают другие члены коллектива. На данном этапе необходимо не допускать травли и буллинга со стороны сверстников. Также важно поддерживать ребенка в любых начинаниях, принимать интересы и хобби, даже если они кажутся несерьезными или эксцентричными.
Формирование самооценки у ребенка проходит поэтапно, и завершающий – финальный – период – это подростковый возраст. В 14-16 лет молодые люди уже знают себе цену, однако внешние факторы и окружение по-прежнему влияют на становление личности. Губительными могут оказаться и излишние стрессы на фоне экзаменов, а также адаптации в высшем учебном заведении или при смене привычного коллектива.
Чтобы начать работу над формированием адекватной самооценки ребенка, родителям необходимо точно понять, на каком уровне она находится сейчас.
К заниженной самооценке относятся следующие признаки:
- неуверенность в себе;
- нерешительность;
- излишняя застенчивость;
- чрезмерная осторожность;
- ведомость;
- зависимость от чужого мнения или неадекватная реакция на него;
- проявление социопатии.
К завышенной:
- избалованность;
- буллинг в отношении сверстников;
- нарциссизм;
- «командирский» тон в речи;
- неадекватная реакция на критику;
- отсутствие чувства вины и желания признавать свои ошибки;
- отсутствие альтруистических инстинктов.
Если малыш еще маленький, и в Ваших целях стоит формирование адекватной самооценки ребенка на этапе ее зарождения, то придерживайтесь основного принципа: в меру похвалы, в меру критики. В ваших взаимоотношениях с ребенком не должно быть чего-то больше, пропорционально распределяйте позитивные и негативные оценки действиям малыша. Прививайте трудолюбие, уважение к окружающим, а помощь ближнему должна стать неотъемлемой преференцией. Учите ребенка соизмерять свои силы и реальные возможности, амбиции не должны преобладать над здравым смыслом. Дарите максимум внимания, теплоты и заботы своему малышу, он должен чувствовать себя важным и нужным, а также понимать, что у него всегда есть плечо, на которое можно опереться по жизни.
На чем еще сделать упор, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка?
1. Научите малыша видеть баланс во всем, отличать хорошее от плохого, позитивное и несущее добро от общего и точечного негатива.
2. Дайте ребенку свободу выбора. Он – личность, независимо от возраста.
3. Не кричите на своего ребенка. Брань только по делу и не на повышенных тонах. Придерживайтесь конструктивному диалогу.
4. Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать.
5. Научите ребенка говорить «нет» и доходчиво объясните, в каких случаях необходимо пользоваться этой отрицательной частицой.
Основная особенность формирования самооценки ребенка – это ее периодизм, где к каждому этапу надо подходить с особым вниманием и пониманием. Самый сложный период формирования самооценки – школьный возраст, когда ребенок сталкивается с массой негативных моментов, в том числе и по отношению к себе. Так, например, резкое снижение самооценки наблюдается у школьников младших классов – большое количество запросов по типу «как поднять самооценку ребенку 7, 8, 9 лет» поступает к детским психологам от родителей. Также стоит отметить и начало переходного возраста – часто у подростков происходит резкое и беспричинное снижение самооценки на фоне гормональной перестройки организма и шаткого эмоционального фона. А мы вновь фиксируем обращения родителей с запросом «как поднять самооценку ребенку 10+ лет».
Как правило, заметить нарушение самооценки ребенка не так просто. Зачастую это происходит уже в запущенном случае, когда меняются поведенческие факторы. Более того, восстановить баланс в домашних условиях практически нереально. В данном случае требуется посещение психолога для проведения психотерапии. Однако родители тоже должны участвовать в коррекции. Что действительно важно, и как поднять самооценку и уверенность ребенку?
1. Первым делом необходимо наладить обстановку в семье, минимизировать раздражающие факторы, создать гармоничную микросреду.
2. Наладить взаимодействие с ребенком, проявить внимание к его проблемам, стать опорой и крепким плечом.
3. Пересмотреть способы воспитания, выявить подавляющие методы и отказаться от них.
4. Дать ребенку максимум общения и обратной связи по любому вопросу.
5. Выявить слабые и сильные стороны ребенка. Сделать акцент на последних и развивать их.
6. Определить интересы ребенка, дать возможность развиваться в той или иной сфере. Найти хобби и увлечения, поддержать начинания.
7. Определить уровень влияния окружения и познакомиться с кругом общения своего ребенка. Вполне возможно, нынешний коллектив негативно влияет на вашего ребенка. В таком случае необходимо сменить окружение, показав, что предложенная Вами альтернатива действительно лучше.
8. Если ранее Вы придерживались тотального контроля и гиперопеки, необходимо в срочном порядке пройти этап сепарации и дать ребенку свободу выбора и возможность самому нести ответственность за свои поступки.
9. Во всем придерживайтесь баланса и помните: ребенок – самостоятельная личность, а вы – друг, не цербер. При этом не должно быть индифферентности и флегматичности по отношению к своему ребенку.
10. Не пренебрегайте посещением специалиста – детского психолога. Курс коррекции станет реальной панацеей при таких психологических расстройствах, как нарушение самооценки.
Если самооценка Вашего ребенка явно занижена, не стоит сразу же впадать в панику. Любые психологические нарушения можно исправить, особенно у детей, когда нервная система еще достаточно гибкая и легко поддается коррекции. К тому же помните, что формирование самооценки еще не завершено, и теперь многое зависит от дальнейших действий, в том числе – ваших. Итак, как поднять самооценку ребенку?
1. Дайте право на личное мнение. Разрешите думать самостоятельно и нести ответственность самому.
2. Уважайте индивидуальность, даже если она идет в разрез с вашей.
3. Не сравнивайте с другими людьми, особенно со сверстниками.
4. Не критикуйте, особенно по пустякам.
5. Дарите любовь и внимание. Конечно же, в меру.
6. Общайтесь. Много и часто. Станьте тем самым другом, с кем можно поделиться чем угодно.
7. Позвольте делать ошибки и «наступать на грабли».
8. Устраните все источники угнетения.
9. Не говорите о ребенке в третьем лице.
10. Хвалите ребенка. Опять же – много и часто. За любое хорошее действие.
11. Позвольте ребенку выплеснуть эмоции и научите с ними справляться.
12. Поддерживайте ребенка всегда и во всем.
13. Не требуйте слишком много и не завышайте планку.
14. Поощряйте за любые успехи и достижения.
15. Расскажите, что в жизни есть место и успеху, и неудачам, а любую трудность можно преодолеть.
Если понимаете, что не справляетесь собственными силами, не пренебрегайте посещением специалиста – обратитесь к детскому психологу! В случае с заниженной самооценкой лучшим решением станет проведение коррекции под руководством профессионала. Выровнять самооценку, сделав ее адекватной, действительно необходимо, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью с умеренной, но такой важной любовью к себе.
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.
Специалисты Центра «Альтера Вита» предоставляют высококачественную нейропсихологическую, логопедическую и психологическую помощь, обеспечивая в каждом случае индивидуальный подход.
Главная задача нашей работы - это результат, и мы его добиваемся.
Каждый день мы помогаем семьям, и для нас это не просто работа, а призвание!
Подробнее