"Учили, учили правила, пришёл в школу - опять куча ошибок!". Это достаточно частая проблема, с которой родители школьников обращаются в наш нейропсихологический центр. Примеров так называемых «глупых ошибок» бесчисленное множество. Ребёнок знает правило, но почему-то на диктанте его не применяет; знает, что нужно начинать предложение с заглавной буквы, но упорно продолжает писать с маленькой; при написании слова пропускает буквы, при написании предложения - знаки препинания. В чтении наблюдаются угадывание слов, торопливость, неинтонированность. Ребенок дает импульсивные неправильные ответы на вопросы ("сначала говорит, потом думает").
Подобного рода ошибки преимущественно связаны с трудностями регуляции и контроля. Если отвлеченно спросить ребенка, с какой буквы надо начинать писать предложения, он с уверенностью ответит, что с заглавной. Но что же происходит дальше, когда нужно применить это знание на практике? Во время выполнения домашних или классных работ внимание ребенка рассредотачивается еще на множество вещей:
- он должен контролировать положение своего тела и его отдельных частей в пространстве (сидеть ровно, правильно держать ручку, сильно не склоняться над тетрадкой и пр.)
-
он должен контролировать весь процесс письма (правильно писать каждую букву, соединять их между собой в слово, соблюдать правильный наклон относительно линии и пр.)
-
он должен контролировать правильное написание слов и предложений в пространстве листа (писать ровно на линии, не выше и не ниже, не заступать за поля, соблюдать абзацы и отступы)
-
он должен не отвлекаться на дождь за окном, красивый бантик у впереди сидящей девочки, перешептывание одноклассников за задней партой и пр.
-
и при всем этом ведь так хочется побыстрее закончить задание!
Таким образом, мы видим, что только знать правило не достаточно, надо также уметь контролировать и правильно распределять свое внимание.
Как можно помочь ребенку формировать навыки регуляции? Как минимум, с помощью самостоятельных занятий дома. Начинать необходимо с формирования контроля над собственным телом и движениями, и только затем переходить на более высокий уровень - контроль в устной и письменной речи. Здесь подойдут игры со стоп-сигналами, например, ребенок прыгает на мяче, а по условному сигналу он должен прекратить прыжки и замереть. Игры на переключение внимания: взрослый произносит различные слова, когда звучит название птицы - нужно хлопнуть в ладоши, а при назывании животного - поднять правую руку вверх. Любые подвижные и настольные игры с правилами способствуют формированию саморегуляции.
Наиболее эффективной способ преодоления подобных трудностей - занятия с нейропсихологом. Специалист проведет диагностическое занятие (нейропсихологическую диагностику), по итогам которого будет понятна целостная картина уровня развития всех высших психических функций ребенка. Ведь может получиться так, что помимо трудностей с саморегуляцией, например, у ребенка могут выявиться трудности в развитии пространственных представлений. И тогда мы понимаем, что заступы за поля, это не только проблема саморегуляции, но и того, что ребенок еще не может уверенно ориентироваться в пространстве листа. Значит, нам важно подкорректировать и этот аспект. Соответственно, все эти моменты будут учитываться при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий с ребенком.
Очень важно не пускать этот процесс на самотек и не ждать, когда «само пройдет или перерастет». Ведь у ребенка, который часто сталкивается с неудачами в школе, снижается самооценка. Каждый раз при получении низкой отметки в школе теряется мотивация к обучению и познавательный интерес в целом.
Сегодня нейропсихология детского возраста стремительно развивается, есть опытные специалисты, призванные помочь ребенку преодолеть определенные трудности и сделать его обучение в школе легче и интереснее!
Куликова И.С.